Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Марий Эл
  2. Разбор статьи Шагаповой и Яфаевой «Животные в похоронно-поминальной обрядности...» 2/3

Разбор статьи Шагаповой и Яфаевой «Животные в похоронно-поминальной обрядности...» 2/3

Константин Ситников
Константин Ситников
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Шагапова, Г.Р., Яфаева, Г.М. Животные в похоронно-поминальной обрядности марийцев Республики Башкортостан // Вестник удмуртского университета. - 2015. - Т. 25, вып. 4. - С. 100-103.

Продолжение. Начало здесь.

"Еще одна птица, присутствующая в похоронной обрядности марийцев, – курица и/или петух. В XIX – начале XX в. зафиксировано поверье марийцев, по которому смерть человека наступает в результате того, что дух смерти Азырен перерезал ему горло и забрал его кровь, после чего человек умирал сразу или через какое-то время (месяц, год) [Васильев В. М. Материалы для изучения верований и обрядов народа мари. Краснококшайск, 1927. С. 115-116]. Перед уходом похоронной процессии на кладбище во дворе резали птицу: если умерла женщина – курицу; если мужчина, то петуха. Кровь птицы наносили на лоб или губы покойника, в некоторых случаях – наливали в чашку и ставили возле гроба [ПМА 2 Яфаева Г. М.: Полевые материалы автора 2011 г. Дюртюлинский район (информант – Ипаева А., 1929 г. р.)]. (с. 101).

Жаль, что авторы нигде не дают марийских названий: курицы, петуха, обряда выкупа крови.


"При этом произносили следующие слова: «Выкупи свою кровь у смерти» [Яковлев Г. Религиозные обряды черемис. Казань, 1887. С. 71]. Объясняя столь необычное жертвоприношение, информаторы говорят, что человек не может существовать без крови даже на том свете, то есть кровь выступает вместилищем жизненной силы. Бытует и другое объяснение: курица, принесенная в жертву, склюет грехи умершего на том свете [ПМА 2 Яфаева Г. М.: Полевые материалы автора 2011 г. Мишкинский район (информант – Ярикаева К. Я., 1929 г. р.)]" (с. 101).

Здесь у меня одно замечание. В начале статьи, да и в самом заглавии, заявлено, что речь пойдёт о "восточной группе марийского народа" Республики Башкортостан. И действительно, использованы полевые материалы, собранные в РБ. В таком случае почему, говоря о выкупе крови, авторы вдруг ссылаются на горного мари Яковлева? Означает ли это, что у восточных мари такого обычая авторы не зафиксировали? (Иначе было бы логичней использовать ПМА, а не прибегать к цитате из Яковлева, НИКАК не относящейся к восточным мари.)

И вообще, цитата из Яковлева вырвана из контекста. Там немного по-другому:

"Горно-козьмодемьянские черемисы, за исключением немногих местных обычаев, поминали и провожали покойников своих так же, как и луговые. Пред выездом с покойником курицу не резали, как луговые, но вместо того клали покойнику в карман деньги со словами: «Ты=дэ окса= азре=н гы=цын вюре=том сулаше=т ли=же» / «Деньги эти да будут тебе на выкуп крови твоей от смерти» (с. 71).

Возможно, другая цитата из Яковлева подошла бы лучше:

"Пред выездом на том месте, откуда должны тронуться в путь с покойником, режут курицу со словами: «Ты=до вю=рь дэ=нә шке= вюре=том азырэ=н гы=чен сулэ=н лук» / «Этою кровью выкупи свою кровь от смерти»" (с. 67).

Как видим, подобный обычай есть и у луговых мари, это вовсе не специфически восточномарийское.

Авторы не объясняют, зачем принято наносить куриную кровь на лоб или губы покойника. Тем самым как бы "превращают" его в курицу / петуха?

Не упоминают авторы и о том, что на сороковины тоже обязательно резали курицу:

"Для поминовения в 40-й день варят пиво, покупают вина ведра два, а богатые и три; режут барана, либо овцу, а одну курицу обязательно..." (Яковлев, с. 68)

Для объяснения марийского обычая резать курицу авторы обращаются к аналогичному, по их мнению, обряду у хантов и манси:

"Возможно, что обычай приносить курицу в жертву сохранил отголоски более древнего обряда. К примеру, у хантов и манси во время похорон, сразу же после выноса покойника из дома, приносили в жертву оленя. Обряд носит название «закрывания отверстия» и проводится, чтобы воспрепятствовать возвращению души умершего. Олень выступает искупительной жертвой, которой пытаются откупиться от смерти. Более бедные, не имеющие возможности заколоть оленя или лошадь, приносят в жертву курицу или петуха [Соколова З. П. Ханты и манси: взгляд из XXI века. М., 2009. С. 453]. Вероятно, в прошлом у марийцев этот обряд выполнял ту же задачу: птице рубят голову после выноса покойника во двор, у ворот (то есть на границе свое-чужое), после чего выбрасывают мертвую птицу за ворота" (ibid.). 

И ещё очень интересное гадание:

"Во время данного обряда в ряде случаев проводилось гадание, весьма необычное по своей сути. Зарезанную курицу ставили на ноги и отпускали, при этом внимательно смотрели, куда она побежит. Если в сторону двора – стоит ждать еще покойника, если в противоположную сторону – смерть оставит этот дом" (ibid.).

Только вот что значит "в ряде случаев"? Каких случаев? Когда в доме есть тяжелобольной? 

Участие курицы / петуха в похоронно-поминальной обрядности марийцев авторы объясняют так:

"В научной литературе семантика образа петуха (курицы) хорошо изучена. Петух ассоциируется как с миром мертвых, так и с миром живых, он – медиатор между двумя мирами. Плодовитость петуха нередко делала его символом плодородия и жизни. На наш взгляд, именно сосредоточение жизненных сил в этой птице и ее связь с миром мертвых обусловили ее присутствие в похоронном обряде" (ibid.).

Продолжение следует

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
19 декабря 2023
Алексей Табалов
Алексей Табалов
АГС — не контрактная служба: как военкоматы обманывают призывников
Мнение
21 декабря 2023
Григорий Михнов-Вайтенко
Григорий Михнов-Вайтенко
Новогодняя благотворительная ярмарка в Санкт-Петербурге
Комментарии (4)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Игорь
8 авг 2016 08:22

Константин, возможно, я ошибаюсь, но правильно говорить "зарубить курицу", а не "зарезать курицу". Так как умерщвляют домашнюю птицу отрубанием головы, в отличие от крупных домашних животных, которым ножом перерезают крупные сосуды на шее.
Так , во всяком случае, говорят у нас в районе.

8 авг 2016 20:34

Игорь, возможно, бы правы. У авторов статьи и у Яковлева - "резали".

Ой
8 авг 2016 11:11

Могу пояснить мама моя по фамилии Петухова и я сам слышал древнюю легенду что такое петух для мари был в домонголское а значит и до христианское время Петух это символ возрождения нового дня охранный зверь для путешествия в иное ( вспомните куриную охранную лапку у колдунов) А кровь петуха оберег для покойника Когда мари князья брали фамилии для документов в россии то что бы обозначить особый статус своей персоны брали фамилию Петухов или Соколов - Потомки Юмских князей так сделали

8 авг 2016 20:32

Для Ой. Это очень интересно. А где и от кого вы слышали легенду о петухе? И, главное, о чём легенда-то? Ведь легенда - это всегда история о каком-то событии, а не просто констатация факта. Какими словами говорили, что "Петух это символ возрождения нового дня охранный зверь для путешествия в иное"? О каких князьях речь? Откуда информация?

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме