Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Кировская область
  2. Черный отряд Флориана Гайера

Черный отряд Флориана Гайера

Дмитрий Плотников
Дмитрий Плотников
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Spieß voran — Hey — drauf und dran.
Setzt aufs Klosterdach den roten Hahn.

Фриц Сотке

Если вам доведется побывать в немецком городе Мюнстер, что в Вестфалии, обязательно загляните в церковь Святого Ламберта. На ней до сих пор висят три железные клетки. В них когда-то давно казнили Иоанна Лейдейнского, Бернхарда Крехтинга и Бернхарда Книппердоллинга, трех иерархов Божьего царства, построенного этими тремя в Мюнстере и окружавших его землях. Европейцы любят демонстрировать физические доказательства своих побед.

 

 

В 1524-ом году в Германии вспыхнула Крестьянская война. Реформаторские идеи Мартина Лютера упали в благодатную почву. И назревавший гнойник социального взрыва прорвался, наконец, приобретя, до кучи, еще и теологическую окраску. Ибо кто же был дворянином, когда Адам пахал, а Ева пряла? Реформационное движение стремительно обрастало сторонниками, привлекаемыми как евангельскими, так и социальными лозунгами восставших крестьян. Как и любая революция, Крестьянская война возглавлялась, в основном, людьми от пролетариата и прочего угнетенного класса весьма далекими. Такими как Гец фон Берлихинген, однорукий рыцарь, ставший героем поэмы Гёте. Или другой дворянин, Флориан Гайер, обласканный социалистическими идеологами, как борец за вольность трудового люда. О нём мы сегодня и поговорим.

 

 

Естественно, что никаким социалистом, сторонником реформы Церкви и прочим другом бедных он не был. Любая революция – это прежде всего социальный лифт, в который Гайер и забрался, попутно набивая свои (и друзей) карманы красивыми блестящими кружочками из золота и серебра. Кому война, а кому, как говорится, и мать родна.

 

 

Представитель древнего рыцарского рода, он получил великолепное образование в знаменитом уже тогда Оскфордском университете. Работал дипломатом. Однако, страсть к азартным играм, алкоголю и продажным женщинам подточила финансовое состояние рода Гайеров. А нелюбовь Флориана к уплате налогов поссорила его с властями. Именно это, а никакая не переписка с Джоном Виклифом (еще одним известным сторонником Реформации, который был одним из оксфордских преподавателей юного Гайера) стало причиной отлучения рыцаря от церкви.

Но, как бы показывая, что в Оксфорде он учился не просто так, и голова на плечах имеется, наш герой делает хитрый ход, превращая себя из уголовного в политического. То есть начинает активно «топить» за Реформацию и не менее активно жаловаться на притеснения со стороны кровавого путинского режима злобной Католической церкви. Даже делает себе на мече гравировку (сейчас предпочитают тату) «Nulla crux, nulla corona», ни креста, мол, ни короны над собой не признаю. Гравировка красивая и нравится дамам, а так же обращает на себя внимание организующих армию крестьянских вождей. Видя, что перед ними целый рыцарь, то есть человек к размахиванию всяческими тяжелыми и острыми железяками привыкший, они дают Гайеру под командование отряд и даже делают генштабистом.

 

 

Отряд Флориана называется «Der Schwarze Haufen», по-русски это будет «Черная куча», «Черная толпа». Дело в том, что ввиду религиозного характера восстания большинство крестьянских вождей называли свои отряды «белыми» или «светлыми» аки войско ангельское. Ну а ребята Гайера тем самым хотели подчеркнуть свою уникальность. Поголовно крестьянский состав «Черной толпы»  -  пропагандистский миф. Крестьяне там, конечно, были, да. Но в смысле людей низкого происхождения, а не вчерашних пахарей. Дембеля и дезертиры из армий многочисленных князей Германии могли сражаться на равных с регулярными войсками, именно поэтому отряд Гайера быстро стал самой боеспособной частью Крестьянской армии, её ядром. Немало было в нём и рыцарей-разбойников, раубриттеров. Это выходцы из обедневших семей, кормившиеся дорогой. Благородными у них были только фамилии.

В течении двух лет Гайер грабит, жжёт и убивает. Растет его благосостояние, растет оно и у рядовых бойцов. Но силы восставших постепенно тают, кто-то бежит с наворованным добром, кто-то пользуется амнистией или гибнет в бою. В конце концов, собрав таки наконец единую армию князья-электоры Рейха устраивают восставшим кровавую баню при Франкенгаузене.

 

 

Гайер о битве не знал, однако шёл форсированным маршем к полю брани. На соединение с другими крестьянскими вождями. Под Ингольштадтом «Черные отряды» были окружены и разбиты, а преследование и избиение скрывшихся по окрестным лесам повстанцев продолжалось три дня. Считалось, что там нашел свою смерть и Флориан Гайер, однако это не так. Человек он был не глупый, и своё войско покинул раньше, понимая, что решающую битву крестьяне никогда не выиграют. В полном одиночестве он отправился на север, вероятно, к одному из своих тайников. Было куда бежать, Польша, Литва, Русь. Да и непонятные пока земли, открытые не так давно испанцами, уже манили к себе авантюристов.

Не срослось. В ночь с девятого на десятое июня 1525-го года от Рождества Христова Флориан Гайер, рыцарь, был ограблен и заколот, а тело его сбросили в овраг. Место захоронения не удалось установить до сих пор. Sic transit Gloria mundi.

Гайер прожил короткую, но яркую жизнь. За тридцать пять лет он успел побывать студентом элитного университета, дипломатом, полевым командиром и даже политическим идеологом, составляя для крестьянского войска всяческие программы и воззвания. Настоящему рок-н-ролльщику нужно, етить его, все.

Интересен Гайер не только в жизни, но и в посмертии. В своей работе «Крестьянская война в Германии» небезызвестный Фридрих Энгельс отзывался о нашем герое как об одном из первых борцов за интересы пролетариата, настоящем революционном коммунисте. Гитлер и национал-социалистическая партия так же боготворили Гайера, видя в нём воплощение немецкого духа и истинного война. Его имя даже присвоили дивизии СС, восьмой кавалерийской. По иронии судьбы она как раз занималась подавлением крестьянских восстаний с поправкой на реалии двадцатого века – боролась с партизанами. А после войны имя «друга бедных» Флориана Гайера носила одно из подразделений погранвойск ГДР. Вот такие вот исторические коллизии.

P.S. В первой половине прошлого века в околополитических кругах Германии была крайне популярна песня «Wir sind des Geyers Schwarzer Haufen», написанная в 1896-ом году (рефрен из нее вынесен в эпиграф). Она стала одним из гимнов марксистского рабочего движения вплоть до прихода Гитлера к власти. Когда эту песню назначили в качестве походной в ту самую восьмую дивизию СС. Интересно, пели ли её погранцы из ГДР?

 

                                                                      

 

Мы - Черный полк, мы войско черни,
Хай-я, хохо!
Растопчем мы тиранов скверну,
Хай-я, хохо!
Копья в ряд!
Эй, аббат -
Твой овин горит, поля горят!

Адам пахал, и Ева с ним,
Слава - аминь!
А где тогда был дворянин?
Слава - аминь!
Копья в ряд!
Эй, аббат -
Твой овин горит, поля горят!

Нас рыцарь Гайер в бой призвал,
Изгнан? Пустяк!
Надел доспех, и знамя взял -
Изношенный башмак!
Копья в ряд!
Эй, аббат -
Твой овин горит, поля горят!

И Вайнсберг был - кровавый смрад!
Хай-я, хохо!
Клинка отведал стар и млад,
Хай-я, хохо!
Копья в ряд!
Эй, аббат -
Твой овин горит, поля горят!

Разбиты мы, поник наш флаг,
Хай-я, хохо!
Но правнук вновь сожмет кулак,
Хай-я, хохо!
Копья в ряд!
Эй, аббат -
Твой овин горит, поля горят!

Материалы по теме
Мнение
19 марта
Дмитрий Колезев
Дмитрий Колезев
Кремль вчера знатно поиздевался над «антивоенным кандидатом» Даванковым и теми, кто за него проголосовал
Мнение
2 апреля
Лев Шлосберг
Лев Шлосберг
За включением большинства людей в реестр «иностранных агентов» стоят вполне конкретные интересанты
Комментарии (4)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Михаил
4 апр 2016 13:34

Зовёмся Чёрным мы отрядом, хейя-хо!
И всех попов мы вздёрнуть рады, хейя-хо!
И Флорьян Гайер Нас ведёт, Смерть и Позор!
Он знамя с башмаком несёт, меч его остёр!

Копьём в живот – взад-вперёд,
Подожжём поповский мы приход!
Копьём в живот – взад-вперёд,
Затолкаем остриё в поповский рот!

Гуляет по Вайнсбергу мор , хейя-хо!
Из трупов сделали костёр, хейя-хо!
Попалась нам барона дочь, хейя-хо!
Повеселимся в эту ночь, хейя-хо!

Копьём в живот – взад-вперёд,
Подожжём поповский мы приход!
Копьём в живот – взад-вперёд,
Затолкаем остриё в поповский рот!

Плюём мы кирхе на крыльцо, Кюрэлиз!
У Папы жопа, не лицо, Кюрелиз!
Попу отрежем мы яйцо, хейя-хо!
Прибьём гвоздями на крыльцо, хейя-хо!

Копьём в живот – взад-вперёд,
Пойдём толпой на эшафот!
Копьём в живот – взад-вперёд,
Пойдём толпой на эшафот!

Разбиты, мы идём назад, хейя-хо!
Но наши дети отомстят, хейя-хо!

АХАХАХАХАХА.
Такую версию я еще не встречал, от души!

Евгений Н.
5 апр 2016 01:26

Дмитрий, текст отличный!
Содержание интересное, исполнение - оптимистическое. Заодно на историческом примере наглядно показали сходство наци и комми.
Единственное уточнение, Фриц Носке - автор только музыки к песне. Слова - плод коллективного творчества.
Пишите ещё, и успехов Вам!
P.S. ГДРовцы её пели, причём не только "гайеровское" подразделение. Она была одним из официальных маршей Народной армии ГДР, пока в 1956-ом не была уложена "под сукно".

Благодарю за такую высокую оценку моих трудов!

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
История