Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Марий Эл
  2. Истории про таргылтыша

Истории про таргылтыша

Константин Ситников
Константин Ситников
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Таргылтыш - злой дух, душа умершего злодея. У Земляницкого нашёл несколько историй о нём. Вот одна из них.

"Раз приезжал черемисин в село N, отстоящее от его деревни в четырёх верстах, на ага-парем (черемисск. праздник). Назад поехал ночью зело выпивши. Дорогой догоняет его человек и просить посадить с собой. Тот посадил, едут и дружелюбно разговаривают о разных пустячках. «А что, Ямберда (черемисское имя крещёного), понюхаем табачку», - говорит незнакомец. Ямберда остановился, чтобы отыскать тавлинку и понюхать табаку. Потом начал понукать лошадь, но она ни с места. Черемисин в недоумении оглядывается на товарища, а его уж нет. Это был таргылтыш. Осматривается кругом и видит, что лошадь с телегой в валежнике, а сам он сидит на колоде. Пытался было выехать из трущобы, но никоим образом не мог. Делать нечего, выпряг лошадь и поехал домой верхом. На другой день насилу вытащили телегу из валежника... Или вот другой рассказ самого будто бы очевидца. Раз он ехал из Казани и стал подъезжать к реке Илети; тут догоняет его человек в сером кафтане, похожий на русского, и начал с ним бороться. Черемисин выбился из сил и упал, и только тогда отстал от него незнакомец. Лошадь оказалась невидимой силой выпряженною. После этого рассказчик с испуга и утомления будто бы прохворал недели три".

Земляницкий, Ф. Тёмная сила в воображении лугового черемисина / Ф. Земляницкий // Известия по Казанской епархии. - 1871. - № 23. - С. 717-728.

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
31 января
Инна Чекмарева
Инна Чекмарева
Суды регулярно выносят приговоры мобилизованным
Мнение
29 января
Виталий Аверин
Виталий Аверин
Борис Надеждин — профессиональный публичный политик и адекватный человек
Комментарии (3)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Читатель
10 окт 2015 07:03

Константин!Нам бы про Вувер-кувай что-нибудь найди интересное!

Легко.

ВУВÉР КУВÁ - в волшебных (реже — бытовых) сказках лесная ведьма-людоедка, противник (реже — помощница) главного героя. Как антагонист главного героя выступает в волшебных сказках типа «Бегство от ведьмы», «Мачеха и падчерица», «Три сестры у Вувер-кува», в некоторых сюжетах бытовых сказок выступает как второстепенный персонаж. При описании В.-к. подчеркивается ее безобразность, дряхлость, используются метафоры: «старуха как копна», «замшелая старуха». Злая В.-к. живет в лесу, тогда как К.-помощница — на краю маленькой деревни («Молодой сын короля и его сестры»), на берегу реки («Сын старика и фея»), реже в глубине леса, в открытом месте.
Часто у В.-к. имеются одна или три дочери, при этом младшая всегда помогает главному герою. В сказке Генеца № 10 дочери В.-к. кормят Алым-патыра, брошенного в глубокую яму, соломой, и только младшая кормит его человеческой пищей. Одолев В.-к., герой наказывает старших дочерей, а на младшей женится.
В сказках луговых мари В.-к.лесная ведьма, баба-яга. В «Девочке и В.к.» она живет в лесной избушке и поедает людей, обычно детей или девушек. В.к. откармливает их лесными орехами, пробуя на зуб пальцы, чтобы узнать, жирные ли они, затем сажает на лопату и сует в печь (МФ 1992, 146-148). В «Семи сиротках» к ней обращаются сиротки за огнем для приготовления пищи. В благодарность они приглашают В.к. на девичьи посиделки, где В.к. съедает их одну за другой (148-158). Как любую нечистую силу, В.к. легко обмануть. Так, младшая из сестер протягивает ей на пробу вместо пальцев кость, притворяется, что не знает, как надо садиться на лопату, предлагает В.к. встать на крыльцо и разинуть рот, чтобы она могла прыгнуть туда с крыши, но вместо этого кидает в пасть В.к. старые сапоги, набитые горящими углями (там же).

Достаточно? :)

Илья Бирский
30 окт 2015 22:59

Частенько в фольклорах родственных народов есть одинаковые образы. Т.к. в древности вепсы и мари соседствовали, то у них идентичные образы в сказках: у вепсов - Яги, у мари - Вувер. Вепсское "яга"и марийское "йол" - однокоренные, схожие слова, что в переводе "нога". Образ Бабы Яги - костяной ноги перекочевал в русские сказки, т.к. большинство вепсов и западных мари обрусели.

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме