Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Архангельская область
  2. Журналисты на войне

Журналисты на войне

Леонид Черток
Леонид Черток
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

На минувшей неделе в результате миномётного обстрела под Луганском, близ посёлка Счастье (не название, а форменное издевательство!), погибли двое российских репортёров: корреспондент ВГТРК Игорь Корнелюк и оператор Антон Волошин. Парни с телеканала «Россия» снимали сюжет про группу беженцев, которых из опасной зоны пытались вывести ополченцы. Как только был подан знак, что можно идти, на людей обрушился шквал снарядов. Одна из мин подорвалась буквально под ногами российских журналистов. Оператор в тот момент снимал с другой стороны дороги, обычный приём для перебивки при монтаже. Вот, что значит, повезло. Вообще-то на войне целятся, прежде всего, в того, кто с камерой. Ибо это документ, который потом трудно опровергнуть. Остальное – словоблудие…

Не секрет, что журналисты гибнут на любой войне: это естественное и неизбежное следствие военной неразберихи и ожесточённости сторон. Иногда репортеров расстреливают намеренно, но чаще они встречают смерть от шальных пуль и осколков. Впрочем, на Украине количество таких случаев на удивление велико, даже в Чечне такого не припомню.

Кстати, одной стрельбой там дело не ограничивается. С конца мая украинские ухари начали активную кампанию по «отлову» журналистов. Первыми были задержаны, точнее - похищены, журналисты LifeNews Марат Сайченко и Олег Сидякин. По их собственным словам, украинские силовики содержали их в «гестаповских условиях», требовали признать, что они являются агентами российских спецслужб, и угрожали «сгноить их в тюрьме» или расстрелять. Возможно, с «гестаповскими условиями» есть некое литературное преувеличение… но бананами ребят точно не кормили. Репортёры провели в плену неделю, пока в ситуацию не вмешались эмиссары, направленные главой Чечни Кадыровым. Судя по намёкам самого Рамзана, переговоры от его имени вели «воры в законе». Ссориться с чеченскими бандосами украинские силовики не рискнули (им прямо сказали, что имеются их домашние адреса и имена ближайших родственников, обо всём этом рассказал Кадыров в телеинтервью Марианне Максимовской), и отпустили россиян.

20 мая боевики Нацгвардии задержали независимого журналиста Грэма Филлипса. Репортера заподозрили в том, что он является российским шпионом. Впрочем, обижать британского гражданина украинское командование тоже не решилось, и вскоре его отпустили. Уже в начале июня украинские силовики задерживали две съёмочные группы телеканала «Звезда». С репортёрами также обращались жёстко, но освободили относительно быстро.

Конечно, захваченных журналистов пока не бросают в зинданы, не требуют выкупа, как было в Первую чеченскую. Но как оно будет развиваться дальше, отец мне рассказывал, что бандеровцы сороковых любили сжигать живьём захваченных в плен коммунистов…

А теперь попробуем без эмоций. Ребят, конечно, безумно жалко, но, увы, таковы издержки профессии. Причем на командировки в горячие точки в «Останкино» всегда очередь выстраивалась из желающих. В 90-х за день в воюющей Чечне платили 500 долларов, уверен, что сейчас эта сумма выросла. Да, и адреналин, и желание проверить себя в настоящем деле, почувствовать мужиком. Но делать из журналистов героев-бессребреников я бы не спешил. Тем более что с нашей стороны идёт такая же информационная война, как и с украинской… где ни законов нет, ни понятий.

Насколько я знаю, депутат Госдумы Михаил Маркелов предложил ограничить командировки российских журналистов на Украину, ибо ««никакая информация сегодня не стоит гибели наших ребят». В общем и целом согласен, но эта бабушка о двух концах (так говорят в Одессе). Россия и без того частенько проигрывает в информационных войнах (ярчайший пример тому август 2008-го в Южной Осетии), ну, а в этом случае будет полная и добровольная капитуляция. Я бы, наоборот, отправлял репортёрские группы и в расположение украинской нацгвардии, и к донецко-луганским ополченцам. Истина всегда находится где-то посередине… а отношение к российским журналистам улучшится, они с обеих сторон будут своими.

Тут самое время сказать, что рыльца украинских журналюг тоже в хорошем густом пушку. Во всех их репортажах читаю «наёмники-наёмники-наёмники», это касается российских граждан, воюющих на стороне юго-востока. Давайте разбираться.  Вот определение из статьи Уголовного кодекса.  «Наёмником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей». То есть другими словами, если российский гражданин принимает участие в военных действиях где-то за границей, то следствию для того чтобы привлечь его к уголовной ответственности, надо доказать, что он действовал в целях получения материального вознаграждения. И если этого доказать нельзя, то это не наёмник, это интернационалист. Вряд ли в аналогичном украинском кодексе есть статья, по которой можно посадить воина-интернационалиста. Я, конечно, понимаю, что воевать едут не столько те, кто в детстве не наигрался в «Зарницу». Среди таких больше маргиналов, адреналинщиков, людей, которым нравится рисковать и убивать. Но будьте профессионалами, называйте вещи правильными именами. К этим людям нет и не может быть одинакового отношения, кто-то из них обязательно достоин уважения.

Материалы по теме
Мнение
6 февраля
Наталия Демина
Наталия Демина
Никак не угадаешь логику цензоров в тюрьмах
Мнение
2 января
Геннадий Львов
Геннадий Львов
Продолжаю рассказывать о репрессиях и сталинизме
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме