Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. "Украшение красивого"

"Украшение красивого"

Роман Бендерский
Роман Бендерский
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Выставка «Украшение красивого. Элитарность и китч в современном искусстве» - очередной эксперимент Третьяковки с актуально-современным искусством, проводимый Отделом новейших течений ГТГ. За прошлые годы я насмотрелся немало подобных проектов, созданных словно под копирку. Человек, который пойдет в музей, привлеченный информацией от пресс-службы музея, будет разочарован. Следуя процентному соотношению рекламных репродукций мы подспудно ожидаем картин Ларионова, Кончаловского, Кустодиева и прочих художников начала 20 века если не в подавляющем большинстве, то хотя бы близко к половине. На самом деле, это обычный маркетинговый приём. Завлечь российского зрителя на современные имена достаточно сложно, поэтому нам показывают красивую приманку. В очередной раз для поддержания интереса к выставке кураторы используют малую толику качественной живописи в традиционных стилях, чтобы задрапировать посредственность художников Contemporary Art. Нехитрый приём действует исправно - 10 процентов художников начала 20 века создают прочную основу, на которую можно водрузить любую инсталляцию, хотя бы из мусора.

 

Однако, на постоянных зрителей Третьяковской галереи очередная обманка не действует. К примеру, я не был на этой выставке. Но берусь написать рецензию.

 

Эффект "дежа вю"

Новый проект Третьяковской галереи демонстрирует проблему эстетики актуально-современного искусства

 

 

Словно предыдущие проекты Отделы новейших течений ГТГ, выставка «Украшение красивого. Элитарность и китч в современном искусстве» предсказуема и оттого скучна. Серая масса актуально-современного искусства, представленная в музейных залах, разбавлена яркими шедеврами прошлого. Причём, традиционные художники второго и третьего эшелона подчас оказываются значительно интереснее для зрителей, нежели самые известные лидеры Contemporary Art.

 

Список авторов, произведения которых демонстрируются в Третьяковке, заранее навевает тоску. Одни и те же имена, одни и те же идеи, одни и те же произведения, которые постоянно перевозят из одного выставочного зала в другой. Быть может, обычные зрители не сильно страдают от повторов, но художественным обозревателям, пишущим рецензии для СМИ, приходится непросто.Трудно писать разными словами об одном и том же... Словно карточная колода, состоящая из 52 карт, набор известных имён актуально-современного искусства, кажется, утверждён раз и навсегда. Примерно такая же ситуация застоя наблюдается в мире неформального искусства 60-х годов, когда после распада СССР былой андеграунд вдруг превратился в скучный официоз новых времен. Так и здесь - пробиться в заветный список непросто, все места давно заняты. Каждый актуальный автор имеет свою изюминку : группа AES+F делает дорогое гламурное видео, Виноградов+Дубосарский чуть-чуть раскрашивают огромные фотографии, Кулик шокирует, остальные специализируются по мелочам каждый на своём. Одни заняли нишу художников по дверям и окнам, другие посвятили свою жизнь бесконечному коллажу из чужих фотографий. Новые имена приходят и уходят, не задерживаясь надолго в памяти, ведь новых идей для актуально-современного искусства уже не придумать, всё было изобретено полвека, а то и век назад. Новый проект Третьяковской галереи в очередной раз демонстрирует основную проблему эстетики актуально-современного искусства – перманентный кризис новых идей. Традиционным художникам, не претендующим на острую актуальность и современность, по-своему проще. Достаточно нарисовать идеальную линию, подобрать цвета, составить неповторимую композицию… И вот мы видим очередной шедевр, который существует вне времени и вне политики. Правда, для этого требуется важные ингредиенты – талант, мастерство и вдохновение.

 

Полупустые залы, в которых проводится очередной эксперимент, сопровождаются вялым интересом интернет-пользователей - рейтинги просмотров свидетельствуют, что по сравнению с выставками традиционной живописи (от реализма до абстракционизма) все проекты Отдела новейших течений подчас отстают на целый порядок. И это происходит в виртуальном пространстве, в котором концентрируется основная целевая аудитория - любители Contemporary Art.

 

Любопытно отметить, статистика halloART показывает, что интерес к традиционным выставкам остаётся на достаточно высоком уровне и после окончания самой выставки. Всегда находятся желающие посмотреть репродукции картин, написанных хорошими художниками. Ведь настоящее искусство не имеет срока годности, в то время как выставки актуально-современного искусства теряют свою актуальность достаточно быстро. Ничего не поделать, Contemporary Art принадлежит к тому миру массовой культуры, когда и предметы материального потребления, и произведения искусства производятся по одним и тем же канонам.

 

Материалы по теме
Мнение
23 февраля
Дмитрий Колезев
Дмитрий Колезев
Судя по количеству грязи, которую стала выливать на Юлию Навальную пропаганда, в Кремле ее опасаются
Мнение
1 марта
Юрий Самодуров
Юрий Самодуров
Умер правозащитник Витольд Андреевич Абанькин
Комментарии (2)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Зильберг
3 мар 2013 01:30

Сделать хорошую выставку современного искусства куда сложнее, чем с классического. Кажется, я всего один раз попал на такую выставку, где меня ничего не покоробило.
А Третьяковка далеко не чемпион по бесвкусице. Зайди в "Гараж" и ужаснись.

Люда погибла
3 мар 2013 13:49

Погибла Людмила Пунегова, известный сыктывкарский художник. За рулем иномарки был ее муж, художник Анатолий Пунегов
СЫКТЫВКАР, 02.03.2013 в 11:50 возле д.92/1 м.Дырнос произошло столкновение А/М Ниссан Террано с А/М ЗИЛ МДКП-13-433362.
В результате ДТП пострадали:
1. Пассажир А/М Ниссан – 1958г.р, Диагноз: скончалась на месте ДТП. Находилась на переднем пассажирском месте.
2. Водитель А/М Ниссан – 1959г.р., Диагноз: тупая травма грудной клетки справа, закрытый пневмоторикс. Госпитализирован.

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
Культура