Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. "Лесной брат" Витаутас Житкус свою личную войну выиграл.

"Лесной брат" Витаутас Житкус свою личную войну выиграл.

7х7
7х7
Добавить блогера в избранное
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

 

В свое время советская пропаганда много потрудилась над образом «лесных братьев» - участников антисоветского Сопротивления, возникшего в Литве, Латвии и Эстонии в 1940 году. Пакт Молотова - Риббентропа выстроил линию судьбы Витаутаса ЖИТКУСА, ныне каунасского пенсионера, в такую последовательность: «крестьянин - боец Сопротивления - узник ГУЛАГа - вечный ссыльный - «транзитный житель» на своей Родине... Интервью с ним - совершенно иной взгляд на события тех лет в Прибалтике. Причем, на что хотел бы обратить внимание: точка зрения этого немолодого человека, всей жизнью доказавшего верность идеалам своей молодости, опирается на очень прочную систему морально-этических ценностей. Хотя он и не скрывает, что на войне действовал, как на войне.

- Помните ли вы день советского вторжения в Литву в 1940 году? Было ли в обществе ощущение тревоги? Вообще, люди представляли себе, кто это придет?
- Мы не ощущали большой тревоги, потому что еще не знали, какие они будут - cоветские законы. Хотели жить лучше, чем жили. А потом, когда увидели, что они начали творить - арестовывать интеллигенцию, офицеров, крестьян, служащих, учителей, - мы поняли, что это не та власть, которая защищает интересы трудящихся. Поэтому когда советские войска возвращались в 1944 году, мы однозначно воспринимали их как оккупантов.
- А немцев?
- Тоже как оккупантов, но освободителей от красного ига. Мы немцам симпатизировали больше, т. к. они к нам пришли, уже ведя войну, но таких жестокостей, как советские, не творили.
- Как бы вы охарактеризовали установленный немцами порядок?
- Это была власть, которая уважала свои законы. Как тяжело им ни приходилось на Восточном фронте, они никогда не забирали у крестьян больше заранее установленного налога. Сдашь, что положено, - остальное твое. Советские забирали все до последнего.
Наша семья прожила на своем хуторе три года, и мы не чувствовали, что они воюют. Они устанавливали свои законы, и тех, кто подчинялся этим законам, они не трогали. Да, в случае сопротивления были безжалостны - расстреливали, жгли деревни.
- К 1944 году, когда возвратились советские войска, вам было уже двадцать лет. Чем вы занимались во время немецкой оккупации?
- Родители имели хутор, и мы вшестером - отец, мать, брат, две сестры и я занимались сельским хозяйством.
- А хозяйство у отца было большое?
- У нас было 16,5 га земли, три лошади, четыре коровы, овцы, свиньи...
- Простите, а почему в сороковом году все это у вас не забрали Советы?
- Не успели, немцы застали их врасплох. Хотя часть зажиточных крестьян сослали в Сибирь.
- Ну хорошо, где-то шла война, а ваша семья спокойно себе работала на собственной ферме. Как вы представляли свою судьбу после того, как немцы уйдут?
- Мы знали, чего можно ожидать. За год, пока у нас была советская власть, мы поняли, что это такое...
- Когда в 44-м году в Литву второй раз вошли советские войска, как это выглядело?
- Немцы, уходя, у крестьян продуктов не отбирали. Редко у кого брали лошадей. В нашем Бирштонском уезде при их отходе мало кто пострадал. Русские, как пришли, первым делом начали нагло отнимать у людей одежду, лошадей, скот. Мы закопали продукты - все раскопали и реквизировали. Из трех наших лошадей забрали две. О местном населении говорили, что мы немецкие пособники. Тогда все увидели и поняли, что жить будет плохо. Сопротивление начало расти прямо на глазах - люди вооружались и уходили в лес.
- А как лично вы попали в «лесные братья»?
- Еще в 1940 году в подполье была организована Литовская освободительная армия. При немцах она тоже была на нелегальном положении...
- Это, кстати, было единственное национальное военное формирование?
- Нет. Генералу литовской довоенной армии Плехавичюсу немцы разрешили сформировать тринадцатитысячную армию для самообороны. Когда он набрал около двадцати тысяч, немцы решили послать ее на Восточный фронт. Плехавичюс отказался. Его арестовали, штабы разогнали, начали расформирование частей. Многие погибли, многие с оружием и обмундированием (а Плехавичюс одел солдат и офицеров в форму довоенной литовской армии) ушли в лес. Вскоре пришли русские, которые начали сразу же арестовывать бойцов этой армии - они знали, что армия Плехавичюса создавалась, в частности, для борьбы с красными партизанами на территории Литвы.
- Ну а с кем из друзей или соседей лично вы ушли в лес?
- В подпольную Литовскую освободительную армию я вступил еще при немцах. Из нашей деревни в нее пошло 10 человек. В живых остался я один. Погибли Антанас, Пранас, Йозас, Стасис, Бернасис... Непосредственным командиром у меня был Адомас Будран. Когда немцы начали отступать, он дал приказ покупать или выменивать у них на продукты оружие. Кстати, таким же образом мы вооружались и с «помощью» советских солдат, когда через Литву прокатился фронт. Сразу же русские начали забирать парней моего возраста в армию, чтобы, как они говорили, «добивать немецкого фашиста». Но для нас и те, и другие были оккупантами, воевавшими между собой... В конце концов советская контрразведка пронюхала, что в нашей деревне Матешюнис есть подпольная организация. И в июле 1944-го мы ушли в лес. Вели агитацию, чтобы литовцы не шли в Красную Армию. Начали ликвидировать советских активистов, которые отлавливали молодежь в армию. В сентябре имели уже первые стычки с советскими войсками.
- Вы, простые сельские парни, ушли в лес. Вы что, всерьез верили, что сумеете победить эту огромную советскую тоталитарную машину?
- Мы не верили, что советский тоталитаризм закрепится в Восточной и Западной Европе. И надеялись, что, когда война кончится, все станет на свои места - государства окажутся в пределах довоенных границ. По радио, по подпольным каналам из-за рубежа мы получали информацию, что мировое сообщество нас в этом поддержит.
- С кем и какими методами вы воевали? В советской пропаганде «лесные братья» изображались как озлобленные бандиты. Какие операции вы проводили? Какие операции проводились против вас?
- МГБ сумело организовать из местных жителей отряды «ястребков». Но сами против нас воевать они боялись. Кстати, нас, партизан, было больше, чем этих «ястребков». Они всегда действовали при поддержке войск МГБ. До мая 1945-го, пока шла война, мы удерживали инициативу. Потом против нас бросили фронтовые части. Через разведку мы узнавали, где есть базы с необходимым нам продовольствием и вооружением и нападали. За нами гонялись, пытались окружить. Короче говоря, партизанская война. Добывать питание было особенно легко, когда из Германии и Европы гнали скот, - мы его отбивали.
- В свое время был очень популярен фильм «Никто не хотел умирать» о событиях тех лет в Прибалтике. Название оттого, что никто не хотел быть председателем колхоза - все боялись, что убьют. «Лесные братья» председателей убивали?
- Мы очень внимательно смотрели, что за человек председатель. Были такие, которые работали просто как хозяйственники. Встречались и такие, которые имели связи с нами. Мы пытались диктовать им свою политику. Основное требование - не обижать крестьян. Но были и такие, которые активно проводили советскую политику, называли нас бандитами и делали все возможное, чтобы нас уничтожить.
- А если председатель не выступал ни за тех, ни за этих. Какое к нему было отношение?
- Такие встречались, но продержаться долго меж двух огней они не могли. О председателях мы собирали данные: население не жалуется на них? Если видели, что хороший хозяин, людей в Сибирь не высылает - мы таким ничего плохого не делали. Тех же, кто рьяно помогал советским оккупантам проводить насильственную коллективизацию, активно раскулачивал крестьян, - тех мы уничтожали. Ведь тогда одной подписи такого председателя колхоза было достаточно, чтобы выслать всю семью.
- Как к «лесным братьям» относилось местное население?
- Сначала очень хорошо. Все ждали окончания войны и надеялись, что Литва опять станет независимой. Были такие, что имели 2 - 3 гектара земли, а ушли в лес. Русские все удивлялись: мол, вы же батраки. Но батраки в довоенной Литве жили лучше, чем колхозники в советской. Например, наша семья, если сама не управлялась во время уборки урожая, нанимала одного человека. Он своего хозяйства не имел и не собирался заводить. Поскольку за лето зарабатывал столько, что ему хватало , чтобы прокормить семью круглый год.
- Короче говоря, советская власть была у вас непопулярна?
- Советский строй с его жестокостью не нравился ни бедным, ни богатым литовцам. А когда люди узнали, что на Потсдамской конференции была закреплена советская оккупация нашей страны, когда партизанская война затянулась на 1946-й, 1947-й, они растерялись. Наша борьба стала бесперспективной. Неселение устало. А советские оккупанты нажимали, выжигали деревни...
- Действительно выжигали?
- Например, войска МГБ сожгли вместе с жителями деревню Кляпочяй. Аналогичные зверства совершили в Юрбарском и Кайшадорском районах. Окружали хутор, поджигали, а выбегавших жителей расстреливали...
Когда после японской кампании стало ясно, что Советский Союз окончательно победил и Литве свободы не видать, население стало постепенно от нас отворачиваться. Ночью приходят одни, днем другие - люди от всего этого устали. Но молодежь года до 47-го все шла в лес. В боях погибло около 30 тысяч наших партизан - это чисто боевые потери, не считая вывезенных и арестованных. Для Литвы с ее трех с половиной миллионным населением это огромная цифра, свидетельствующая о масштабах движения Сопротивления.
- О председателях колхозов мы говорили. А как «лесные братья» относились к рядовым коммунистам?
- Без симпатии. Сначала предупреждали: будешь и дальше вредить своему народу, пеняй на себя...
- Было ли антисоветское подполье в городах и кто туда входил?
- Вильнюсское, каунасское, алитусское подполье оказывало большую поддержку. Оттуда мы получали медикаменты, пишущие машинки, бумагу для газет и листовок. Входили люди разные: интеллигенция, рабочие, служащие. Наши люди работали и в советских учреждениях. Без них разведка была бы слепая и глухая. Многих из них арестовали, и они погибли, многие дожили до наших дней. Литва была разделена на 5 апигардов (военно-партизанских районов). Во главе того, где воевал я, стоял человек под псевдонимом Ванагас (Ястреб). Он продержался в лесу 12 лет. Потом попытался легализоваться в городе. Но КГБ в конце концов его расшифровало и замучило на допросах.
- Ну хорошо, фронт прокатился через Литву в 1944-м. А где оружие добывали потом? В 1945-м, 1946-м, 1947-м?
- Отступив, немцы через некоторое время выбросили десант для борьбы в советском тылу. Сформирован он был из литовцев. С одной из таких групп по поручению своей организации контактировал я. Они нам очень помогли оружием на первых порах. Позднее отбивали оружие в боях с войсками МГБ.
- То есть, немцы перебрасывали вам оружие?
- Да, потому что мы вели вооруженную борьбу в тылу советской армии.
- А если бы Красная Армия еще раз отступила и немцы снова бы пришли. Как вы представляли свою дальнейшую судьбу? Как вы считаете, немцы попытались бы вас разоружить?
- Мы бы начали против них воевать. Для нас и русские, и немцы были оккупанты. Мы, Литовская освободительная армия, не признавали ни тех, ни других. Признавали только независимую Литовскую Республику.
- Какой эпизод этого периода вашей жизни вам запомнился больше всего?
- Принятие присяги в мае 1945 года в лесу. Многие наши командиры окончили до войны литовские военные училища. Например, Ванагас. Все у нас имели звания, как в литовской армии. Нас было двести человек, все были в литовской военной форме. Душевный подъем царил необычайный. Присутствовало наше руководство. Целовали литовский флаг.
- А кому присягали?
- Своей Родине - Литве, клялись бороться за ее свободу и независимось. Воспоминание об этом придавало мне силы долгих десять лет лагерей.
- Как вас арестовывали и когда?
- В декабре 1945 года. Пока я был в лесу, сестру арестовали. Потом арестовали отца. Советские оккупанты издали приказ, пообещав амнистию тем, кто выйдет из леса. Предложили отцу: уговори сына, тогда отпустим тебя и дочь. Его отпустили меня искать, а ее оставили в тюрьме. Отец долго искал, пока добился до штаба нашего отряда. Он меня убедил, что от моего решения зависит судьба сестры. Но ведь я дал присягу и не мог покинуть отряд. Выслушав отца, мои командиры Вилкас и Таурас сказали: дело наше безнадежное. Иди, может, выручишь отца и сестру. Их действительно отпустили, и мы все вместе вернулись на наш хутор. А через месяц меня арестовали.
- Допросы, суд, вынесение приговора. Как все это происходило?
- Били, сильно били. Но мне помогли два обстоятельства. Наш отряд действовал не в том районе, где находилась наша деревня. Я там не появлялся. Соседи знали, что я ушел в лес, а чем занимался, никто не знал. И, как уже говорил, я поддерживал связь с десантом. Поэтому на допросах мог назвать только клички. Имена местных жителей, помогавших нам, не назвал. Так что фактически никого не выдал. Через две недели, неосужденного, меня вывезли в Россию. Приговор огласили уже в лагере в Коми АССР: 10 лет лишения свободы и 5 лет поражения в правах. А когда срок подошел к концу, объявили о вечной ссылке.
- В лагерях было очень тяжело?
- Пока был жив Сталин - очень. После его смерти политических отделили от уголовников, и нас отправили в особые закрытые лагеря.
- Когда вы вернулись в Литву?
- В 1964-м. При Хрущеве пересмотрели дела политических, и мне разрешили выехать из ссылки куда угодно, кроме Литвы. Но я вернулся и два года жил нелегально у родственников. На своей родине был «транзитным жителем». На хлеб зарабатывал, строя людям дома и дачи. Я постоянно писал в Москву, последний раз Брежневу. После чего меня вызвали в паспортный стол в 1966 году и сказали, что мне разрешено жить в Литве, но я должен подписать бумагу, что на момент ареста я ничем не владел и материальных претензий не имею. После этого меня прописали и я смог официально устроиться на работу.
- Когда была советская власть и казалось, что райкомы партии будут существовать вечно, у вас не появлялось ощущение, что лично вы свою войну за Родину проиграли?
- Я не верил, что это навечно. Хотя даже свояк Богдан, с которым мы вместе были в Сибири, сомневался, доживем ли мы до того дня, когда восторжествует дело, за которое боролись. Он - в Украине, я - в Литве. Но для меня по всей советской политике было ясно, что то, что коммунисты строят, неизбежно развалится.

Валентин ПУСТОВОЙТ, украинский еженедельник "Зеркало недели",

Материалы по теме
Мнение
11 марта
Игорь Аверкиев
Игорь Аверкиев
О последствиях гибели Алексея Навального
Мнение
22 декабря 2023
Дмитрий Колезев
Дмитрий Колезев
Скандал вокруг «голой» вечеринки Насти Ивлеевой получился показательный
Комментарии (26)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
gold57
4 окт 2010 23:15

то что из прибалтов литовцы главные русофобы - эт точно.
а хуторяне вообще звери

Григорян
5 окт 2010 00:53

"Литовские националисты злорадствовали, всячески стараясь угодить гитлеровским оккупантам. Уже 27 июня 1941 года они среди бела дня организовали первую жестокую бойню евреев Каунаса. Под улюлюканье, аплодисменты собравшейся злобной толпы и пение литовского национального гимна садисты на одной из улиц города после долгих пыток и оскорблений безжалостно растерзали и убили 68 человек, среди них трех раввинов и одного ребенка".

(ХОЛОКОСТ В ЛИТВЕ - Фрагменты истории еврейской семьи. Наум Рыклянский)

Всего было убито около 170-200 тысяч евреев.

Из 25 тыс. убитых лесными братьями - 23 тыс. были литовцы, из них половина сочувствующие новой власти, а половина просто из бандитско-грабительских соображений, в то числе около тысячи детей.

В деревне Дирвоняй Укмяргского района "лесные братья" из отряда Стимбуриса и Вигандаса не пожалели семью Романовых с их несовершеннолетними детьми, в поместье Анткочяй отрядами Стимбуриса, Андрюнаса и Вигандаса была расстреляна и сожжена большая группа русских людей в возрасте от 50 лет до 6 месяцев. Было опознано 12 трупов, среди которых 5 детей....

Марат
5 окт 2010 01:00

Партизаны - кровавые типы. Но всегда стоит вопрос приоритетов. Почему Стимбурис, боровшийся за свободу Литвы и убивавший женщин и детей - бандит, а Кононов, боровшийся за свободу СССР и сжигавший живьем беременных женщин - герой?

Григорян
5 окт 2010 01:56

Кто сказал, что Кононов герой? Я точно не говорил.

Гомер
6 окт 2010 15:51

согласен. Война не бывает ласковой. На ней убивают и это ужасно. Но каждый защищает свою Родину. И я не кину камень в литовцев.

Наталья Чернавская
6 окт 2010 16:22

Из Минска до Вильнюса в СССР 3 часа езды было, билет копейки стоил. Я очень любила туда ездить, думала: вырасту - в Вильнюс переберусь, мне он больше Минска нравился, я люблю старину. Вильнюс сохранился, а Минск немцы дотла разрушили, уже в то время я понимала - из-за партизан и подпольщиков, гауляйтера в Минске убили белорусы... Последний раз в 89-м была в Вильнюсе у родственников, уже исписаны были все заборы: русские, убирайтесь вон! Что и пришлось сделать. Но я-то белоруска, выросла - историю почитала, о православном Великом княжестве литовском узнала, поняла, почему Вильнюс мне больше Москвы нравился... Давно там не была...А Минск отстроили с годами, сейчас он не хуже Вильнюса. Даже не знаю, какую мораль сей басне приписать: оказались литовцы меж двух огней, Москвой и Европой, как и мы, кстати. Тяжело, а куда денешься, нужно отстаивать независимость свою, дойдёт до края - и с оружием в руках. Только лучше бы не доходило до этого!

Владимир Пыстин
6 окт 2010 16:35

Житкус поступил как настоящий мужик. Его могут осуждать трусы и подонки, которые ради сохранения своей шкуры могут мириться с преступлениями в отношении невинных мирных людей. Если на нашу Родину нападет враг, то каждый из нас обязан с оружием в руках бороться с врагом. А террор и насилие творили в Литве сначала НКВД, а затем СД и гестапо. Житкус поступил как настоящий мужик. За это ему честь и уважение.

Григорян
6 окт 2010 23:04

" А террор и насилие творили в Литве сначала НКВД, а затем СД и гестапо".

Нет, литовские националисты тоже творили. Евреев начали убивать еще до прихода немцев, потом многих убили, не потому что немцы заставляли, а потому что не мешали. А два десятка тысяч литовцев и русских были убиты камрадами Житкуса (помимо коммунистов и т.д.) были убиты после ухода немцев, из них половина вообще неизвестно за что.

Каждый должен отвечать за себя. Гестапо за себя, НКВД за себя, литовские националисты за каждое из совершенных злодеяний тоже за себя. Не катит оправдание: убил невинного человека потому что Гестапо разрешило, потому что экэвэдэшников ненавидел.

Я Кононова оправдывать не стал, потому что он убил, помимо шести врагов, трех невинных, в том числе беременную женщину. Это было око за око. По вине шестерых из девяти убитых, немцы уничтожили группу русских людей, в том числе, сожгли молодую мать с грудным ребенком.

Но мне не нравится "око за око". Воевать, защищать и т.д. это часто даже не право, а обязанность человека. А зверствовать - нет такого права. И литовские националисты полностью себя дискредитировали бесчисленными зверствами. Если для вас они настоящие мужики, а во всех их преступлениях виноваты Гестапо и НКВД... собственно ничего нового... Окуджава вон полагал, что Басаев памятника достоин за то, что взяв роддом, погубив беременных женщин, приостановил войну.
Вот еще один настоящий мужик - Басаев.

Есть жизнь, люди, есть то, за что им придется отвечать перед Богом, и то за что не придется. И линия фронта она проиходит через каждую отдельную душу, и называется совесть.

А есть политика. Дешевая, говеная политика, с торчащими из нее волосиками всяческих измов и абстрактных рассуждений. Политика, в которую вы, случайно не заигрались?

Наталья Чернавская
6 окт 2010 23:58

У меня, Володя, тётка "Попа" посмотрела - ночь не спала: - Что-то, - говорит, - наши хуже фашистов оказались!.. Сама я про Псковскую миссию читала до фильма, и роман Сегеля, по которому фильм, тоже читала... Рядовые партизаны там ещё ничего, хоть и убивают не глядя, но комиссар! Конечно, явно хуже и более злобный, чем русский немец-фашист, помогающий главному герою, священнику... Ты, может, не сталкивался близко с этим, но на оккупированных территориях, в той же Беларуси, только немцы храмы открыли, сколько священников потом "за сотрудничество" наши расстреляли и в лагеря отправили!.. Глупо, наверное, вопрошать, что хуже: чума или холера. То, что литовцы к немцам, а белорусы к Москве тяготели - явно с еврейским вопросом и чертой осёдлости связано, белорусы лучше к евреям относились. У Сегеля герой-партизан, вначале сам за "попом" охотящийся, потом, после того как "поп" от расстрела его при немцах спас, а при наших в лагерь загремел - женится на его приёмной дочери-крещёной еврейке и детишек приёмных всех к себе берёт... По этому интервью получается - парень просто Робин Гуд, защищал крестьян от оккупантов, а что там на самом деле было и чему их "комиссары" учили?.. Мне литовские крестьяне не то что симпатичнее, а по крайней мере понятнее русских комиссаров, русских-то крестьян ещё в 20-ые Тухачевский подавил... Докомиссарились до того, что совсем не стало русских крестьян, в Литве и Беларуси - есть пока. Тут не только в совести, но и иначе как-то рубеж проходит, город - деревня, что ли...

Григорян
7 окт 2010 01:28

Наташа, я же сказал - каждый отвечает за свои преступления. Нельзя с помощью одних преступлений обелять другие. А эти литовские националисты они свох же крестьян убивали, причем часто просто из бандитских побуждений.

Наталья Чернавская
7 окт 2010 03:06

Неужели из бандитских? Я не историк, филолог. В тексте интервью сказано: за сочувствие колхозам, раскулачиванию и русским оккупантам. Не подумай, что я хорошо разбираюсь в вопросе, скорее я как та девушка, что на футболе болела за ту команду, которая проигрывала. Мне кажется, что крестьяне проиграли... Помнишь, у Солоневича в "России в концлагере", когда уже удался побег, уже перешли они с братом финскую границу, он описывает усадьбу приютивших их финнов - с такой горечью и недоумением, почему тут вот возможна простая человеческая жизнь, а там, откуда они вырвались - невозможна... У меня раньше в Литве такое чувство возникало, и вообще очень там нравилось, я искренне не могла понять, почему мои родственники, десятилетиями там жившие, так и не выучили язык. Классический, кстати, пример, дядя - кадровый военный, тетя - участница войны. Уезжали оттуда в спешном порядке, обиженные, "благо", из Беларуси в то же время масса евреев в Израиль уезжала, так что они удачно продали-купили жильё. Повторюсь, не была там после развала Союза, не знаю, что там дальше было. У меня это давнее, я вот Столыпина люблю, и в универе на госе по научному коммунизму чуть пару не схватила, всё пыталась доказать, что у эсеров лучше была крестьянская часть программы. Оба прадеда в голодомор погибли и с тех пор ни таких больших семей, ни таких спокойных достойных лиц, как на старых семейных фотографиях доколхозной эпохи... Умом всё понимаю: железному коню колхозный простор нужен. А сочувствую проигравшей стороне!

Марат
7 окт 2010 01:04

Солоневич хвалит Гитлера, Окуджава - Басаева. И Гитлер и Басаев не совершили своих самых страшных преступлений на тот момент. Вы хвалите Солоневича, нападаете на Окуджаву. Видимо, это некорректный подход.

Григорян
7 окт 2010 01:26

Марат, врать зачем? Я уже несколько раз повторил, и из интервью с Окуджавой это ясно. Свое самое страшное преступление - захват роддома Басаев уже совершил. именно этим он по мнению Окуджавы и заслужил памятник. Пожертвовал несколькими десятками медсестер и беременных женщин, чтобы приотсановить войну. Терракт удался.

Марат
7 окт 2010 01:50

Гитлер уже весь в крови был покруче Басаева. Но Солоневич, тем не менее, Вам по душе.

Григорян
7 окт 2010 03:27

Вы не ответили на мой вопрос.

Спичак
7 окт 2010 00:03

в белоруссии все НАСТОЯЩЕЕ, а в России все фуфло? И крестьян уже нет, и комиссары хуже чем белорусские и еврейские были... Эх, что ж так в России все хуже-то стало? Хуже, чем везде...

Наталья Чернавская
7 окт 2010 00:21

Писала как раз в другой теме тебе - пропало. Будь я тут президентом - всех русских северян пригласила бы, земли много, на всех хватит, нефти с газом, правда, нету... У нас в подъезде ещё 2 семьи - пенсионеры из Норильска, одна даже без вида на жительство, чтоб там, в Норильске, прибавку к пенсии не потерять, а здесь и без прописки будут лечить. Загнали людей на север, теперь бросили, не нужны никому - у меня тоже душа болит... Но хоть я и не президент, думаю, между Воркутой-Интой и белорусской деревней всегда выбор есть, благоустроенный дом здесь от 10 тыщ зелёных - как дача в Дырносе...

Наталья Чернавская
7 окт 2010 00:25

Ты смотрел "Попа"?

Л.Д.
7 окт 2010 02:50

Я войны не знаю, родилась после войны, но сужу о "лесных братьях" по воспоминаниям близкой знакомой нашей семьи, которпую направили учительницей из Украины в Прибалтику (не помню уже в Литву или Латвию). Она была простая учительница, учила малышей грамоте, а её пятилетнего малыша эти, так называемые "братья" разорвали, подвесив на двух березках. О какой защите своей Родине вы говорите? Бандиты, они и есть бандиты.
Сама же я отрабатывала практику в Латвии в советское время и видела, что жили там (и в Литве тоже) лучше, чем в России. Что-то не заметила, чтоб кого бы то ни было притесняли. Да и к нам местные относились хорошо. Некоторые из молодежи бравировали, что мы захватчики, но злости не замечали мы. Это сейчас усиленно муссируется: Россия - оккупант, главный враг, "лесные братья" - борцы за свободу.
Уже и в Белоруссии немцы, "благодетели" храмы открыли. А сколько они людей уничтожили? Нигде так не зверствовали, как в Белоруссии? Или уже забыли?

Наталья Чернавская
7 окт 2010 03:40

Беларусь последняя (после России с Украиной) разрешила немцам своих перезахоронить, вот сейчас только, после празднования 65-летия Победы, собирают повсюду и переносят на мемориальные кладбища на нашей же территории. После войны кресты уничтожили, а захоронения не трогали, обычно никто уже и не знает, где немецкое кладбище, но специалисты находят. Ветераны одобрили, и это, конечно, решающий был момент. Немцы очень помогают Беларуси после Чернобыля. Память о войне сохраняется, но память и мифы - не одно и то же. Когда я была советской пионеркой, то часто бывала в Хатыни, на Кургане Славы и в Брестской крепости. Недавно в новом мемориале побывала в Красном Береге, детям - жертвам войны, на месте пересыльного лагеря. Дядя (Царствие Небесное) прекрасно помнил этот лагерь. Спрашиваю: - А вас с сестрой чего же не забрали? - А немец, как зашёл в хату, осмотрелся и говорит "матка, цурюк!": мама нас за снопы спрятала, а ноги видны, так он предупредил, дескать, прячь получше - вот и не нашли!" Это по части личных воспоминаний о зверствах. Остальная родня все почти успели эвакуироваться, осталась одна прабабушка - но до возвращения своих она не дожила. А в настоящее время "хорошо быть ёжиком в Германии", так очень эмоционально одна русская девушка написала, можно найти в сети.Рассказывает, как подобрала там сбитого машиной ёжика, принесла в клинику, его тут же прооперировали, сказали, что будет жить, оставили на реабилитацию, сообщили, что выплатят за спасение премию, а если впоследствии она захочет взять его себе - нужна характеристика на неё из магистрата, первому попавшемуся не отдадут... Много воды-то за 65 лет утекло, фашизм давно осудили в Нюрнберге, а коммунизм до сих пор - нет! Не думаю, что литовцы по природе своей - нелюди, младенцев им мучить нравится...

Сарычев Юрий
7 окт 2010 10:51

Обстоятельства жизни, они сложней и тоньше случаются, чем статья Валентина Пустовойта из украинского еженедельника. Случались в жизни и советские прокуроры, которым лесные братья и сочуствующие им по гроб оставались благодарны...Случались и вопросы от моих литовских (советских) друзей мне, старшине 108 каунасского ПДП

Сарычев Юрий
7 окт 2010 10:58

....."А будешь ли стрелять в людей, если что"... Бывали и крутые разборки каунасских старушек с гордыми сынами эстонского народа (только за то, что последние, имея прибалто-арийскую внешность, ни бельмеса по-литовски не понимали, что, впрочем, естественно)...Но вобщем-то, это очень нехорошо, когда "настоящие мужики" (со всех сторон) звереют. Могут ли они при таких раскладах, когда "никто не хотел умирать" свою личную войну выиграть...?

Спичак
7 окт 2010 11:24

Поводдя(погода по-коми) Лун - день, ВОЙНАс - ночью..
Война - тьма. МРАК... Мрак можно победить только Светом в себе...

Григорян
7 окт 2010 22:30

Мне Наташа, крестьяне тоже симпатичнее комиссаров. До тех пор пока сами в комиссаров не превратятся. А после этого я между одними комиссарами и другими комисарами разницу перестаю замечать. У них всегда есть объяснения. Сжег потому, что, зарезал, вследствии того-то. Бога не интересовало, почему Адам и Ева плод съели. Он от них объяснительных не требовал. Всего-то хотел, чтобы не врали, и не валили друг на друга, чтобы совесть проснулась.

Наталья Чернавская
8 окт 2010 00:11

Это-то понятно. Ну, значит, не проснулась, наоборот - человек отсидел и точка, получил своё. По моим наблюдением вообще отсидка, как правило, пробуждению совести не способствует, разве что в редчайших случаях. То есть при Достоевском было одно, а сейчас другое. Я "Мёртвый дом" имею в виду, он там пишет, что на каторге крестьянина от "образованных классов" сразу и легко можно отличить, самый распоследний разбойник из крестьян знает про себя, что за дело сидит, нарушил заповедь, а образованные первым делом оправдание себе находят. Ну, а теперь все образованные...

Григорян
8 окт 2010 00:24

Поголовно:) Я с судьей разговаривал в Тужинском районе Кировской области. Говорит, что до начала 90-х все осужденные, за редким исключением, отдавали себе отчет в совершенных преступлениях, никаких аппеляций не подавали. А потом сплошь невиновные пошли.

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме