Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Пешком по Усть-Сысольску: «Афанасий Суханов сделал погост городом не ради наживы, а потому, что это его родина»

Пешком по Усть-Сысольску: «Афанасий Суханов сделал погост городом не ради наживы, а потому, что это его родина»

«7х7» представляет видео с пешеходной экскурсии по Сыктывкару

Дмитрий Степановский, фото и видео автора
Вячеслав Слюсарев

Как погост Усть-Сысольск превратился в город, где была "граница двух миров", и почему жители города толпами собирались слушать стихи - об этом и многом другом узнали участники пешей прогулки «‎Город на старых картах», которую провели 28 сентября в Сыктывкаре члены регионального отделения Всероссийского историко-просветительского общества «Мемориал». Интернет-журнал «7x7» представляет фото и видео прогулки. 

 
 
 

О старых деревнях и селе Тентюково

Перед экскурсией общественник Вячеслав Слюсарев развернул план города столицы Коми 1784 года. На нем он указал ручей Сухановых, село Тентюково, границы деревень Верхний и Нижний Кодзвиль. На примере деревни Кулига он рассказал, что хоть в 1920 году тут было 107 дворов и жило 431 человек, спустя 19 лет близлежащие деревни объединили в село Тентюково, а потом и само село слилось с городом.

— Чем еще примечателен этот овраг? Фактически это граница двух миров. Мира городского — плановые кварталы, ровные улицы, дороги, дворы дома — как сказала Екатерина, так и будем делать. И другой мир — сельский: дома в разброс, деревеньки, село, фактически окружающее поля. Люди живут сельским хозяйством, не городской жизнью, но при этом все равно считаются горожанами, мещанами. Хотя, по сути, ничего не поменялось: они только продолжают держать коров скот, косить траву и так далее.

Подробнее на видео:

Литературные вечера и дома поэтов Савина и Лыткина

На слиянии Интернациональной и Тентюковской улиц Вячеслав Слюсарев рассказал о домах коми поэтов, которые стояли в этом месте. По его словам, в 1919 году известный поэт и лингвист Василий Лыткин познакомился с основоположником коми советской литературы Виктором Савиным, а спустя несколько лет они вместе стали устраивали литературные поэтические вечера, на которые собирались толпы местных жителей. Точное местоположение дома поэта Лыткина определить не удалось:

— Известно, что сам Виктор Савин посадил рядом с этим домом два дерева: черемуху и рябину. Возможно, что этих деревьев давно нет: прошла почти сотня лет. Я надеюсь, что какой-то из этих домов действительно нужно сохранить, потому что это история нашего города, история республики, без которой мы обеднеем. 

Подробнее на видео:

Деревня Изкар 

Дальше группа остановилась у обветшалого деревянного дома с дырой в крыше. По словам Слюсарева, это дом 1902 года постройки. Тут же находится еще один «именной» овраг с ручьем имени Прохора, а местечко рядом — Изкар - историческая деревня. Она упоминается вместе с городом в 1786 году. На русский «изкар» можно перевести можно как «каменный город», но это название закрепилось за деревней лишь в XX веке. 

— Все это нафантазировано историками, нашими современниками или нашими более ранними историками. На самом деле это просто каменное место. И Кодзвиль, и Изкар — это такие каменные топонимы, которые были в этом месте распространены. Может быть, было много гальки, каких-то камешков или было трудно копать, потому что было много камней. А, возможно, так как это такая возвышенность, в отличие от более низкого песчаного берега, это место было удобным, потому что оно было крепким, с каменным основанием, чтобы здесь можно было жить.

Подробнее на видео:

О жителях селения Тентюково и семье Сухановых

Вячеслав Слюсарев рассказал, что среди местных жителей в Тентюкове было много плотников. Они заготавливали лес не только для своих домов, но и для всего города. Но в целом тентюковцы занимались земледелием и животноводством, так как вокруг было расположено много полей. В селе было семь дегтярных заводов,  пять кожевенных фабрик и четыре торговые лавки, где продавали собственные товары: деготь, кожу, дрова, плотницкие поделки и другое. Из архивов Слюсарев узнал, что обязательно рядом с участком какого-нибудь крестьянина был участок Суханова. Афанасий Елисеевич Суханов — это человек, который сделал погост Усть-Сысольск городом. Вячеслав Слюсарев предположил, что из-за огромного количества сельхозполей в деревне Тентюково сами Сухановы пошли из этих мест:

— Раз этот человек владел такими большими землями, то ему действительно было важно торговать, производить, управлять. Поэтому теперь мы понимаем, что он хотел не просто сделать Усть-Сысольск городом, потому что ему хотелось богатств, а потому что это была его родина. Он заботился об этом не просто как меркантильный человек, как торговец, а как человек, которых хочет приумножить свое богатство и богатство своих соседей, потому что фактически был соседом практически всех крестьян в этих деревнях.

Подробнее на видео:

Самое историческое место города

Вячеслав Слюсарев рассказал легенду о деревне, которая располагалась на месте нынешних улиц Тентюковской и Петрозаводской. По его словам, после того как деревни начали разрастаться и объединяться в большое селение Тентюково, жителям Тентюков-грезда это не понравилось, и они сами решили изменить название на Убор-грезд. По легенде, название выбрали в честь бабушки, которая любила убирать свой проулок. Этот район в Сыктывкаре, по мнению Слюсарева, несправедливо забыт, потому что именно здесь находится исторический центр города. 

— Когда мы готовились к этой экскурсии, мы прогуливались по Тентюковской, искали, что рассказать интересного. И я понимаю, что это место очень важно показать, потому что это самое усть-сысольское место. Здесь устье Сысолы, а Усть-Сысольск — это город, который тесно связан с устьем. Почему-то мне кажется, что это место в городе не просто важно отметить какой-то табличкой или памятником, может быть, тут стоило бы разбить парк или сквер, который отмечал бы эту важную историческую ценность реки, этого места для всего города. Да, мы понимаем, что у нас была набережная, на набережной была пристань и это центр города. Но мне кажется, что это место намного древнее и важнее, чем какая-то пристань, построенная в 1780 году. 

Подробнее на видео:

Как село Тентюково стало городом

В 1934 году в селе началась коллективизация, в Сыктывкаре появилось семь колхозов, три из которых были в Тентюкове: Оплеснина, Карла Маркса и Сталина. В 1956 остался колхоз имени Сталина, на основе которого после создали совхоз «‎Пригородный». Имущество крестьян обобщили, отобрали землю и скот, заставляли практически бесплатно работать. Слюсарев отметил, что не нашел точной даты рождения села Тентюково и других близлежащих деревень, но указал, что зафиксирована дата ликвидации села — 3 января 1959. В этот день был упразднен сельсовет, село подчинили Сыктывкарскому совету, а потом Тентюково слилось с городом, осталась только улица с таким названием. 

— На этом история Тентюково, по сути, и заканчивается. Почти 400 лет, огромное количество деревень, невероятное количество фамилий людей, которые здесь жили: Сухановы, Комлины и прочие. Сохраните все это, передайте все это другим, рассказывайте об этом, приходите на экскурсии. Иногда я понимаю, почему люди называют это место Парижем, как приятно быть парижанином, «‎я живу в Париже». Хотя фактически интереснее и исторически вернее быть тентюковцем. Как звучит интересно.

Подробнее на видео:

 

Материалы по теме
Комментарии (5)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Зырян-язычник
22 окт 2019 20:57

Мдааа... с таким изТОРЫкам, в церквях надо словесами петь.))))))))

Вы не в церкви вас не обманут.))))

Всё ж соврал.)))

Сами потомки Сухановых, уже давно раскопали, что родоначальником рода был Федька-Бес Суханов промышлявший на Сухоне разбоем, но позже поселившийся на пересечении Сысолы и Вычегды. Видимо удобно было грабить суда. Был у него сын ДАВИД (типичное зырянское имя), от которого и пошла ветвь рода на зырянской земле.
Давида убили зыряне. Детей не тронули. Сын Давида Леонтий продолжил Сухановский промысел, но уже как государственный сборщик дани РОМАновых, то есть целовальник. И возил дань Романовым , а из Москвы попутно привозил товары на продажу. Были ещё ЛЕВ и САМУИЛ Сухановы.
Земли Сухановы не скупали, а забирали за долги государю, точнее уплачивали ничтожный долг и забирали землю себе.

Сухановы небыли ни зырянами, ни купцами, ни князьми- а обыкновенными сборщиками дани для Романовых.
Потому и описывались, как наглые и высокомерные, что совсем не свойственно зырянам.






Зырян-язычник
22 окт 2019 21:24

Про ИЗ_КАР как город камней, совсем уж нелепица.

Пермь великая обозначена на карте в атласе ортелиуса ещё 1570 году.
Найден могильник X века в местечке изкар ещё в 1970-х годах.
Пермянами зырян называли ещё начале 20 века.

И вишенка. Попы пытаясь приписать стефану крапу местные корни писали, что мать его была ВЕЛИКОПЕРМЯНКОЙ или коми-зырянкой. То есть они считали, что это одно и тоже. )))

.....ИЗКАР-ПЕРМЬ ВЕЛИКАЯ-УСТЬ-СЫСОЛЬСК-КАР-СЫКТЫВКАР...
поселению пермян на пересечении двух рек-дорог сысолы и эжвы, как минимум от 1000 до 3000 лет.)))

Зырян-язычник
23 окт 2019 14:49

Заставил себя просмотреть большую часть. Златоперец отдыхает.)))

Понимаю, что тролинг 80-го уровня про инопланетян построивших Изкар отнимает много времения, но всё же надеюсь на ответы.

Государственный Коми язык обязателен в школах на территории Республики Коми?

Республика Коми это государство, губерния, колония или ещё что-то?

Коми край в 1917-1919 был захвачен и ограблен большевиками или коми-зыряне края сами приняли поддержали большевиков?

Запрет обязательного изучения государственного коми языка на территории РК - это нацизм? фащизм? шовинизм?имперскость или ничего страшного, детям РК он не нужен???

Зырян-язычник
24 окт 2019 00:48

Ликбез для Слюсарева.
О том, что зыряне большевиков не поддерживали абсолютно показали выборы в «Усть-Сысольскую ЗЫРЯНСКУЮ Городскую Думу" в июле 1917 года.


" Оставить «Общество обновления» в стороне от важнейших меропри- ятий общественно-политической жизни уезда было уже невозможно. Лиде- ры обновленцев стали самыми популярными и авторитетными фигурами в Усть-Сысольске и уезде. Это подтвердили состоявшиеся 13 июля (по другим источникам, 11 июня) первые в истории Усть-Сысольска демократические («на началах всенародного голосования... в порядке Временных Правил, ут- вержденных 15 апреля 1917 г.») выборы в городскую думу Усть-Сысольска. Из 141F избирателей (D41 мужчин, 1575 женщин), достигших 11 лет на мо- мент выборов, на выборы явились 1511 чел., F3 избирательные записки были признаны недействительными. В новую Думу сроком на полтора года (до января 1919 г.) были избраны 19 гласных, представлявших пять обществен- но-политических группировок города: торгово-промышленные организации (гласные В.П.Комлин, Н.И.Забоев, И.П.Комлин), организацию учащих г.Усть- Сысольска (Г.Г.Кассандров, Э.А.Смолковский, П.П.Ползунов, М.И.Тентюкова), группу домовладельцев г. Усть-Сысольска (А.Е.Суханов, А.С.Мале- винский), группу граждан (бывших мещан) г. Усть-Сысольска (В.И.Коданев, В.С.Сорвачев, И.П.Лыткин, М.Г.Сидоров, В.А.Прокопьев, И.В.Фролов, И.Д-
.Заболоцкий, А.К.Титов, П.И.Шешуков, И.Е.Кузнецов, Ф.Ф.Надеев, А.С.Ф- ролов, А.И.Лыткин, М.Д.Сорвачев, П.Ф.Осипов, П.А.Елькин), комитет «Об- щества обновления местной жизни крестьянского и трудового населения Усть- Сысольского уезда» (В.Ф.Попов, С.О.Латкин, Е.Ф.Вежева, Г.Н.Нестеров). О том, что в состав Усть-Сысольской городской думы впервые попали две жен- щины, сообщили все вологодские губернские газеты. На пост председателя новой думы выдвинули шестерых: В.Ф.Попова, Г.Г.Кассандрова, Э.А.Смол- ковского, Н.И.Забоева, С.О.Латкина и И.Д.Заболоцкого. В ходе выборов по- бедил В.Ф.Попов; городским головой по-прежнему остался А.Е.Суханов.
На своем первом заседании, состоявшемся 1 августа 1917 г., «Усть- Сысольская Зырянская Городская Дума, избранная всенародным голосованием, ...единогласно постановила выразить полное доверие коалиционному Временному правительству и в лицах министра-председателя Керенского и министра внутренних дел Авксентьева приветствовать твердое решение их со всей полнотой власти вести страну на путь борьбы с внешним врагом и с внутренней разрухой на счастье Свободной России».

Зырянин-язычник
24 окт 2019 00:51

Ликбез для Слюсарева.

О том, что во всем Коми Краем зыряне абсолютно не поддерживали большевиков.

" В ноябре 1917 г. состоялись выборы в Учредительное собрание, наглядно показавшие расстановку политических сил в Коми крае в этот период. За список кандидатов № 1 (эССеРов, Питирима Сорокина) в Усть-Сысольском уезде проголосовало 83% избирателей, в Яренском уезде - 87%. В Пожегской волости Усть-Сысольского уезда за социалистов-революционеров проголосовали F55 человек из 713 участвовавших в выборах, в Пажгинской - 852 из 931, в Ручевской 876 из 911, в Ношульской - 1231 из 1268, в Усть-Сысольске - 1108 из 1735, и т.д."

Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
ОбразованиеСобытияИсторияСыктывкарКомиКультура
Заполняя эту форму, вы соглашаетесь с Политикой в отношении обработки персональных данных
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ,
ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
ПРОДОЛЖАЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ САЙТОМ, ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, ЧТО ВАМ УЖЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 18 ЛЕТ
Нам нужна ваша поддержка
Мы хотим и дальше давать голос тем, кто прямо сейчас меняет свои города к лучшему: волонтерам, предпринимателям, активистам. Нас поддерживают благотворители и спонсоры, но гарантировать развитие и независимость могут только деньги читателей.
Ежемесячно
Разово
Сумма
100
200
500
1000
2000
Нажимая на кнопку «Поддержать» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности