Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Пензенская область
  2. «Свои показания я изменил под воздействием пыток». Главное в деле «Сети»

«Свои показания я изменил под воздействием пыток». Главное в деле «Сети»

Впервые заседания суда по мере пресечения были открытыми, обвиняемые публично заявили об избиениях

Евгений Малышев
Один из обвиняемых по делу «Сети» Дмитрий Пчелинцев
Фото Евгения Малышева
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

С 14 по 16 января суд в Пензе продлил арест семи фигурантам дела «Сети» до 18 апреля. Впервые за все время, что длится следствие, судебные заседания прошли в открытом режиме и позволили корреспондентам «7x7» собрать много новых подробностей по уголовному делу. В том числе стало известно содержание протоколов допроса, которые, по словам арестованных, они подписали после того, как подверглись избиениям и пыткам электрическим током. Главное в деле «Сети» — в обзоре «7x7».

 

Дело «Сети»

О нем стало известно осенью 2017 года, когда сотрудники правоохранительных органов задержали в Пензе и Санкт-Петербурге первых фигурантов — молодых людей анархистских и антифашистских взглядов от 22 до 30 лет.

По версии следствия, они якобы готовили теракты в день выборов президента, 18 марта 2018 года, и во время чемпионата мира по футболу в июне-июле 2018 года.

В организации ячейки и участии в ней ФСБ заподозрила Армана Сагынбаева, Дмитрия Пчелинцева, Илью Шакурского, Егора Зорина, Василия Куксова, Андрея Чернова, Игоря Шишкина, Виктора Филинкова, Юлия Бояршинова, Михаила Кулькова и Максима Иванкина.

Через несколько месяцев практически все они заявили, что дали признательные показания после избиений и пыток электрическим током. Обвиняемые утверждают, что их пытали сотрудники управления ФСБ по Пензенской области.

Родители задержанных основали неформальную организацию «Родительская сеть». Они пытаются доказать, что во время следствия к их детям применялись пытки. С момента арестов родным не давали свиданий с обвиняемыми, информацию они получали от следователей и адвокатов. Впервые они смогли пообщаться на заседаниях суда о продлении ареста в середине января 2019 года — до этого все 16 месяцев, что длится следствие, заседания суда по мере пресечения и рассмотрению жалоб на пытки проходили в закрытом режиме, поскольку сторона обвинения ссылалась на государственную тайну.

 

Версия следствия

На судебных заседаниях с 14 по 16 января в Пензенском областном суде и Ленинском районном суде Пензы прозвучало много новых подробностей из уголовного дела. В том числе был зачитан протокол допроса Ильи Шакурского от 29 ноября 2017 года, который, полагают адвокаты, ляжет в основу обвинения — он содержит признательные показания задержанного в организации террористического сообщества.

По словам самого Шакурского, этот протокол он подписал после избиений и пыток электрическим током: в нем содержится все то, что хочет услышать следствие. В связи с тем, что ФСБ не дает комментариев по делу «Сети», это пока единственный официальный документ, который хоть что-то говорит о позиции следствия в отношении террористической группы.

Как пояснил следователь Управления ФСБ России по Пензенской области Виталий Токарев, прозвучавшее в зале суда не является государственной тайной и может быть опубликовано в СМИ.

 

Про пытки

На суде 15 января адвокат Дмитрия Пчелинцева зачитал адвокатский опрос, в котором задержанный сообщал о том, как проходили пытки в пензенском СИЗО. Он подробно описал, где расположены так называемые пыточные камеры, назвал имена и приметы конкретных сотрудников ФСБ и ФСИН.

О том, что пытки в СИЗО являются нормой, Дмитрий Пчелинцев и Илья Шакурский рассказывали в перерывах между заседаниями тем, кто пришел на судебный процесс.

По мнению Светланы Пчелинцевой, матери Дмитрия, эти показания — шаг к тому, что в России начнут соблюдаться права человека. Во всяком случае, об этом хотя бы узнают люди.

 

 

— Прогресс есть, судебное заседание сделали открытым, — резюмировала итоги трех дней Елена Богатова, мать Ильи Шакурского. — Ребята начали говорить правду. Следователю это не нравится.

 

 

Реакция судьи

Из семи фигурантов дела «Сети», которым продлевали арест, с ходатайством следователя согласились только двое — Михаил Кульков и Максим Иванкин. Они не возражали против продления ареста. В перерыве между заседаниями Михаил Кульков с разрешения следователя заявил корреспонденту «7x7», что надежда на справедливость суда и следствия у него все-таки есть.

— Уверенности нет, — тут же подчеркнул он.

По словам Елены Самониной, матери Михаила Кулькова, первоначально ее сын и Максим Иванкин подозревались в приобретении наркотических средств с целью последующего сбыта. В рамках предварительного следствия по этой статье они были помещены под домашний арест, но потом подались в бега.

— В июле 2018 года их поймали в Москве и сказали, что теперь они уже приписаны к террористической организации «Сеть», — пояснила Елена Самонина. — Из тех, кто в составе этой организации, Михаил [Кульков] знаком только с двумя ребятами — Пчелинцевым и Шакурским, они вместе играли в страйкбол пару раз. На этом основании его сюда и приписали. Обвиняют, что он участник террористической организации… Обвинений очень много, но доказательств нет. На вопрос адвоката к следователю, зачем Мишу сюда приписали, было сказано: на всякий случай.

Все остальные задержанные (Андрей Чернов, Василий Куксов, Дмитрий Пчелинцев, Арман Сагынбаев, Илья Шакурский) просили выпустить их под домашний арест или залог.

По их словам, во время следствия, с самого момента задержания, на них оказывалось давление и применялись пытки, что серьезно подорвало их здоровье.

— Сотрудники УФСИН и медработники занимаются покрывательством, — заявил Илья Шакурский судье Вячеславу Сударикову. — Я не чувствую себя в безопасности. Мы находимся в постоянном страхе пыток. В любое время могут зайти и сделать со мной что угодно. Свои показания я изменил тоже под воздействием пыток. Я преступлений не совершал и совершать не собираюсь. Скрываться не намерен. Такими действиями я подставлю и адвоката, и общественность, которая нас защищает, — этим я буду только подтверждать, что преступник. А я не преступник.

В детали пыток Вячеслав Судариков вникать отказался, сославшись на то, что «это не предмет заседания»:

— К чему эти подробности?

* В материале упомянута организация Сеть, деятельность которой запрещена в РФ
Материалы по теме
Мнение
3 декабря 2023
Инна Чекмарева
Инна Чекмарева
Протестующих пытаются облить грязью, чтобы правда не вызывала доверия у людей
Мнение
29 января
Лев Шлосберг
Лев Шлосберг
Из нашей обширной родни ленинградскую блокаду пережили только два человека
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
Дело «Сети»*Пензенская областьСуд