Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. «Они являются группировкой Веселова»

«Они являются группировкой Веселова»

В Сыктывкарском горсуде засекреченный свидетель со стороны обвинения по делу ОПГ в сфере транспортных перевозок путался в показаниях и не мог вспомнить, кто ему дал информацию

Елена Соловьёва
Александр Эбингард
Фото Кирилла Шейна
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

В Сыктывкарском городском суде 1 февраля закончился допрос засекреченного свидетеля по делу об ОПГ в сфере транспортных перевозок, продолжавшийся три дня. Свидетель под псевдонимом Михаил Лосев рассказал, как группа, которой якобы руководил Дмитрий Виноградов, собирала деньги для фигуранта дела Гайзера, предпринимателя Валерия Веселова, а также о причастности членов группы к поджогам. Лосев часто путался в показаниях, он не мог вспомнить многих обстоятельств того, как к нему попала та или иная информация. Из-за этого судье и другим участникам процесса пришлось задать ему множество уточняющих вопросов. Перед тем, как давать показания, свидетель заявил, что попросил засекретить свое имя из опасений, что его могут убить.

 

Что свидетель помнил хорошо

В показаниях свидетеля, данных следствию и суду, перечислялись все 12 фигурантов дела. В их числе он вспомнил членов группировки, некоторых даже с прозвищами: Александр Эбингард (Шухер), Андрей Титенков (Тютя), Алексей Личутин (Личинка), Борис Куницын (Чебурашка), Андрей Черкасов (Большой), Евгений Бауров, Евгений Кайдо, Олег Курош, Сергей Туркин. Группой, по его мнению, руководил Дмитрий Виноградов (Виноград, Шанс), в ее деятельность были вовлечены бывший директор автовокзала Александр Данилов, а также Дмитрий Микушев, привлекавший членов группировки к поджогам.

— У Микушева было погоняло Маргарит, но его редко кто произносил, — сообщил свидетель в первый день.

О том, как охранники старого автовокзала Сыктывкара собирали деньги с таксистов. Дмитрий Виноградов раньше был охранником клуба «Релакс», среди владельцев которого были предприниматели Юрий Бондаренко и фигурант дела Гайзера Валерий Веселов, там он заслужил их доверие. С 2005 года Виноградов начал работать на старом автовокзале Сыктывкара. Личутин, Титенков, Эбингард, Бауров, Кайдо и Куницын входили в бригаду Виноградова как бойцы и занимались «решением вопросов». Все указанные лица были трудоустроены в ООО «Автоперевозчик».

Многие перевозчики платили Виноградову деньги за право заниматься коммерческой деятельностью. Тем, кто отказывался платить, высказывались угрозы физической расправы, уничтожения и повреждения имущества. В исключительных случаях, если угрозы не приносили должного результата, людей избивали, протыкали колеса на их автомобилях, разбивали им стекла и так далее, — рассказал свидетель.

Александр Данилов, по мнению Лосева, был номинальным директором автовокзала. Он мог брать людей на работу только с личного разрешения Веселова. У последнего аккумулировались денежные средства, которыми он распоряжался по собственному усмотрению.

О попытках монополизировать рынок автострахования и поджоге помещений конкурентов. Лосев рассказал, что знаком с Дмитрием Микушевым с 2005 или 2006 года. По его словам, Микушев долго работал водителем-охранником у Веселова и был его доверенным лицом. Позже с помощью Веселова Микушев стал одним из учредителей и директором ООО «Денив», занимавшейся автострахованием. Он работал совместно с руководителем ООО «Автоконтроль» Николаем Апанасевичем, фирма которого занималась техосмотром и выдавала талоны, без которых нельзя было получить страховку. Фактическим хозяином обоих предприятий был Валерий Веселов, Апанасевич и Микушев действовали по его указанию и отчитывались перед ним. Микушев пытался монополизировать рынок и устранить конкурентов. Сначала он пытался договориться с представителями крупных страховых компаний, таких как «РЕСО-Гарантия» и «Росгосстрах», о том, чтобы те отправляли своих клиентов на осмотр в «Автоконтроль». Однако у тех были другие фирмы, с которыми они сотрудничали. Он встречался с представителями страховых компаний, чтобы к нему на техосмотр в «Автоконтроль» отправляли клиентов, но не договорился.

Насколько мне известно, Микушев обращался к Виноградову для решения проблем с конкурентами. Это было обращение по поджогу конкурента со стороны «Росгосстраха» — компании «Техосмотр», и в 2012 году была достигнута договоренность. Здание «Техосмотра» подожгли Титенков, Личутин, Эбингард, Куницын, их привлек Виноградов по просьбе Микушева. Это была одна группа с общими интересами, они были заинтересованы в получении финансовой прибыли и устранении конкурента, — рассказал Михаил Лосев.

На заседании 17 января Микушев давал другие показания и называл других людей, с которыми совершил поджог.

 

Что свидетель помнил плохо

Адвокат Дмитрий Кондырев задал Лосеву вопрос о том, как он стал свидетелем.

Я точно не помню свои мотивы, меня вызвали повесткой, — ответил тот.

В деле было два протокола допроса свидетеля во время следствия: от декабря 2015 года и от мая 2016 года. Но свидетель долгое время утверждал, что на этапе предварительного расследования его допрашивали один раз. Он согласился, что допросов было два, только после того, как ему зачитали второй протокол.

Какие у вас основания опасаться подсудимых? — спросил Кондырев.

— Они являются группировкой Веселова, — ответил Лосев. Кондырев напомнил, что Веселов сейчас под стражей.

Опасения основаны на том, что большинство подсудимых знакомо со мной, — пояснил свидетель.

О сборе денег с таксистов. На одном из заседаний Михаил Лосев рассказал, что Александр Эбингард был одним из номинальных руководителей ООО «Автоперевозчик», которая контролировала старый автовокзал. Адвокат Василий Зашихин поинтересовался, когда это было, но свидетель не смог вспомнить. Он утверждал также, что у Эбингарда было ИП по пассажирским перевозкам, входившее в структуру предприятий, подконтрольных Веселову.

— Оно было создано для аффилирования денег от прибыли от пассажирских перевозок, — уверенно заявил он. Судья попросила пояснить термин «аффилирование». Свидетель поправился и сказал, что правильный термин — «аккумулирование».

Дмитрий Кондырев заметил, что свидетель делает перед ответами длинные паузы, и поинтересовался, не читает ли он ответы по бумаге. Лосев ответил, что не читает, просто долго обдумывает каждый из ответов. Позже, когда Дмитрий Микушев попросил свидетеля описать его внешность, Лосев незамедлительно ответил:

Среднего роста, с небольшой залысиной, плотного телосложения, губы тонкие, говорит быстро и резко, взгляд всегда направлен в одну точку.

В процессе допроса Лосев рассказал, что директор автовокзала не мог принять на работу никого без ведома Валерия Веселова.

— Он без его ведома и уборщицу не мог на автовокзал устроить? — уточнил Кондырев.

— Случайных людей там не было, — ответил свидетель.

— Уборщицы и кассиры были доверенными людьми Веселова?

Свидетель пояснил, что речь идет о работниках, которые решают юридические и финансовые вопросы.

Бывший директор автовокзала Александр Данилов поинтересовался у Лосева, почему тот в своих показаниях следствию ни разу не сказал о прозвище Куницына, а на третьем заседании суда вдруг вспомнил, что того называли Чебурашкой, хотя этих показаний от него никто не требовал. Лосев ответил, что кто-то назвал ему это прозвище уже после того, как он общался со следствием, но кто, он не помнит. Судья спросила, откуда у свидетеля с Куницыным общие знакомые, если он самого Куницына не знает. Свидетель не смог внятно ответить на этот вопрос.

Свидетелю напомнили, что на первом заседании он ничего не знал об условиях работы таксистов на автовокзале. На втором заседании утверждал, что ему неизвестны конкретные действия охраны в отношении таксистов. После этого он рассказал о договорах на промо-акции и сообщил, что на самом деле таксисты платили за «крышу». 

Александр Данилов спросил, почему свидетель считает, что он входил в группу Виноградова, а предыдущий директор, который занимал свой пост до 2011 года, — нет, при том, что расследование затрагивает период с 2005 по 2015 год. Лосев смог ответить только то, что Данилов был директором позже его предшественника. 

Вы не упоминали Баурова в свидетельских показаниях, данных следствию, а в суде его назвали. Почему? — спросил адвокат Евгений Кобзарь. Свидетель ответил, что видел Баурова на вокзале в компании Виноградова и узнал его, хотя не знаком лично. 

Общие знакомые сказали вам «это такой-то, помни его всегда»? — удивилась Валентина Трофимова.

— Мне об этом сказали таксисты, — ответил Лосев.

Свидетель не вспомнил ни имен, ни фамилий, ни марок автомобилей таксистов, которые якобы рассказывали о том, как с них взымают деньги. Он помнил только, что некоторые из них ездили в сторону Усть-Кулома.

О поджоге помещений конкурентов. Свидетель упомянул, что Микушев просил Веселова помочь разобраться с предприятием «Техосмотр», но не смог вспомнить, откуда он это знает. Он рассказал, что о поджоге ему сообщил сам Микушев, но у него не получилось объяснить, почему, получив эту информацию, он не обратился в полицию. Судья Валентина Трофимова на одном из заседаний спросила, знает ли Лосев, где Микушев жил или работал.

— Учитывая, что Микушев такой откровенный, — добавил Кондырев.

Ничего, кроме того, что Микушев работал водителем и охранником у Валерия Веселова, свидетель вспомнить не смог. Он сообщил, что о поджоге Микушев рассказывал ему в компании еще 4–5 человек, но не вспомнил даже времени года, когда происходил разговор. Трофимову удивило, что Лосев фактически ничего не знает о человеке, который ему доверился и рассказал о поджоге здания.

Почему мы с вами встречались в тот день, когда я вам все рассказал? — спросил свидетеля Микушев.

Это была случайная встреча.

То есть мы впятером случайно встретились?

Однако свидетель смог припомнить только, что встреча длилась 15 минут. На втором заседании Лосев повторил часть показаний, чтобы устранить разночтения.

— Вы в связи с поджогом сначала вспомнили Титенкова, Эбингарда, Личутина и Куницына. А сегодня назвали еще Черкасова, чем это объясняется? — поинтересовался у него Александр Данилов. 

Свидетель ответил, что просто забыл о нем.

Может, стоило сказать честно, что вы прочли свой предыдущий допрос? спросила судья. Это не возбраняется. Смущают многие моменты, фактически получается, что логики нет в том, что вчера вы не назвали Черкасова, а сегодня без вопросов с чьей-либо стороны вспомнили его.

 

Откуда свидетель брал информацию

О сборе денег с таксистов. Сначала, отвечая на вопрос адвоката Кондырева о том, кто ему рассказал о сборе денег с перевозчиков, свидетель отвечал, что это были сами подсудимые. Потом он добавил еще один источник информации — таксистов, работавших на автовокзале. Он, якобы, находился в кругу водителей, когда они обсуждали эти вопросы. Отвечая на вопросы защитников и фигурантов дела, он рассказал, что сам на автовокзале не работал и не является сотрудником органов. Михаил Лосев не смог назвать ни одного из таксистов, от которого он получил информацию.

О поджогах помещений. Об этом ему рассказал инициатор и участник поджога Дмитрий Микушев в кругу общих знакомых. Никого из них свидетель назвать не смог.


С июня по сентябрь 2015 года в Сыктывкаре арестовали сотрудников старого городского автовокзала. Их обвинили в том, что с 2005 по 2015 годы они собирали деньги с транспортных предприятий и водителей-частников, занимавшихся междугородними перевозками, а также в поджогах, целью которых было снизить конкуренцию в сфере автострахования. По версии следствия, к тем, кто отказывался платить, применялись угрозы и физическое воздействие, а сама группировка была подконтрольна предпринимателю Валерию Веселову.

На судебных заседаниях в 2017 году часть свидетелей и подозреваемых отказалась от показаний, ранее данных следствию. Подсудимый Дмитрий Микушев заявил, что совершил поджог, чтобы подставить предполагаемого лидера группировки — бывшего заместителя директора автовокзала Дмитрия Виноградова. 19 января засекреченный свидетель рассказал о давлении на сотрудников фирм, занимающихся автотрахованием.

29 и 30 января следователь по особо важным делам Николай Тузов сообщил, что из дела пропала часть вещественных доказательств. Он не смог объяснить, почему письменные показания потерпевших, данные следствию, во многом совпадают.

Материалы по теме
Мнение
25 февраля
Татьяна Фролова
Татьяна Фролова
На смерть Навального
Мнение
17 января
Сергей Илюхин
Сергей Илюхин
Отправил обращения во все инстанции о несоответствии заработных плат медперсонала в Архангельске
Комментарии (4)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Vova
3 фев 2018 00:24

Какие-то быки, какой-то рэкет... Уж очень примитивно это всё, чтобы связывать с "ОПГ" Гайзера. Моветон какой-то :)))

Я Вас уверяю!
3 фев 2018 01:38

Следствие продвигается очень медленно . У Вас что , утюга нет ?

3 фев 2018 16:23

Вова, как ты смог так "примитивно" всё ещё оставаться живым!?

Vova
3 фев 2018 17:00

Наверное потому что водку пил с кем надо :)

Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
Аресты в КомиКомиСудСыктывкарТранспорт