Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Точечная работа: что делают в Коми, чтобы сократить список экологических горячих точек

Точечная работа: что делают в Коми, чтобы сократить список экологических горячих точек

Если с загрязняющими выбросами в атмосферу удалось разобраться, то с отходами и грязной водой еще предстоит что-то сделать

Игорь Соколов
Фото с сайта nefco.org
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Составленный 14 лет назад перечень экологических горячих точек в пяти северных регионах России насчитывал 42 пункта, в том числе восемь — в Коми. Все эти годы предприятия и органы власти работают над исключением из списка источников загрязнения и сильно загрязненных объектов, которые представляют опасность для людей и природы с точки зрения здоровья и экологии. Что уже сделано и делается в Коми сейчас — в обзоре «7x7».

 

Список

В 1994 году правительства Северных стран поручили Экологической финансовой корпорации Северных стран (НЭФКО) инициировать экологическую программу Баренцева региона. Ее цель — помощь российским органам власти в улучшении экологической ситуации и сокращении негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения.

В 1995 году НЕФКО в сотрудничестве с Программой Арктического Мониторинга и Оценки (АМАП) представила первые результаты в докладе «Предложения по экологически значимым инвестиционным проектам в российской части Баренцева региона». Этот документ приняли министры окружающей среды Баренцева Евро-Арктического Совета (БЕАС), все предложенные проекты вошли в программу действий по охране природы. В то время Республика Коми еще не участвовала в Евро-Баренцевом сотрудничестве и потому в докладе не рассматривалась.

Но в 2003 году НЕФКО пересмотрела список горячих точек в регионах Баренца (Мурманская и Архангельская области, Ненецкий автономный округ, республики Карелия и Коми). Организация насчитала 42 экологические горячие точки и предложила 52 инвестиционных проекта, направленных на смягчение негативного воздействия на окружающую среду.

В Коми выделено 8 экологических горячих точек, для исключения которых НЕФКО предложила 10 приоритетных проектов:

1) эмиссия парниковых газов в атмосферу с Воркутинского угольного бассейна — утилизация шахтного метана на угольных шахтах Воркутинского бассейна (Ко1);

2) высокое загрязнение воздуха в Воркуте — сокращение выбросов пыли Воркутинским цементным заводом (Ко2-1); сокращение выброса закисляющих веществ Воркутинской ТЭЦ-1 в поселке Северный (Ко2-2);

3) «Монди Сыктывкарский ЛПК» — сокращение эмиссии СО и специфических веществ (Ко3-1); сокращение сброса сточных вод (Ко3-2);

4) сброс бытовых сточных вод в малых населенных пунктах — создание установки по очистке бытовых стоков в селе Ижма (Ко4);

5) плохое качество питьевой воды во многих городах и районах Коми — разработка генерального плана снабжения питьевой водой республики (Ко5);

6) образование промышленных и бытовых отходов — создание системы управления отходами в республике (Ко6);

7) отходы деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности — переработка древесных отходов в топливные брикеты (Ко7);

8) отходы угольной промышленности — переработка угольных отходов для производства угольных брикетов (Ко8).

В Коми создали рабочую группу по ликвидации горячих точек, в нее вошли федеральные и региональные органы исполнительной власти, в том числе управление Росприроднадзора по Коми, Минприроды Коми, Печорское управление Ростехнадзора, управление Роспотребнадзора по Коми.

 

Ликвидация точек

В ноябре 2015 года одну горячую точку ликвидировали — из списка исключили «Сокращение эмиссии СО и специфических веществ (Ко3-1)». Этому решению предшествовал ряд экологических проектов «Монди СЛПК», которые привели к изменениям в технологических цепочках и применению современных и безопасных методов промышленного производства.

В декабре 2017 года Совет БЕАР исключил из списка еще одну позицию — «Сокращение выбросов пыли Воркутинским цементным заводом (Ко2-1)». Много лет местные предприятия загрязняли воздух в Воркуте. По данным мониторинга, в 2003-м четверть всех выбросов пыли приходилась на Воркутинский цементный завод. Чтобы снизить выбросы и сделать производство цемента более рентабельным, в 2013 году на заводе установили электростатический фильтр. Это позволило сократить выбросы пыли на 98%. В январе 2017 года компания приостановила свою деятельность.

 

Производство цемента
Фото с сайта pixabay.com

 

Тогда же исключили еще одну горячую точку — «Отходы деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (Ко7)» благодаря ряду природоохранных мероприятий.

По словам первого заместителя министра промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Коми Александра Гибежа, лесная промышленность для республики является одним из основных источников дохода, в результате в регионе ежегодно образуется около 2 млн тонн отходов лесопиления, это неизбежно приводит к загрязнению окружающей среды. Древесные отходы хранятся на предприятиях и свалках, что создает риск возгораний и утечек загрязняющих веществ в водные объекты. Кроме того, свалки — мощный источник выбросов метана, который влияет на изменение климата. В ведомстве считают, что наиболее рациональный способ решения этой проблемы — переработка отходов в биотопливо, это позволяет утилизировать как уже существующие, так и вновь образующиеся древесные отходы, снизить количество вредных выбросов в атмосферу и удешевить работу котельных.

 

 
 
 

 

По словам первого замруководителя Минпрома, на сегодня в Коми 20 предприятий перерабатывают древесные отходы в биотопливо, 58 котельных уже переведены на топливные пеллеты и брикеты, и к 2021 году правительство республики планирует довести их количество до 96, что позволит сформировать устойчивый рынок сбыта экологически чистого топлива и полностью отказаться от использования мазута и угля в коммунальной энергетике лесных районов.

 

Производство пеллет
Фото Елены Кабаковой

 

Потенциально исключенные

В Коми считают, что в ближайшее время список экологических горячих точек сократится еще на два объекта. В сообщении Минпрома говорится, что ведомство предложит Совету БЕАР исключить точки «Эмиссия парниковых газов в атмосферу с Воркутинского угольного бассейна — утилизация шахтного метана на угольных шахтах Воркутинского бассейна (Ко1)» (за это отвечает АО «Воркутауголь») и «Сокращение сброса сточных вод (Ко3-2)» (за это отвечает АО «Монди СЛПК»). По данным министерства, на данный момент «Монди СЛПК» реализует масштабный проект по модернизации станции биологической очистки сточных вод, а «Воркутауголь» — инвестпроект «Утилизация дегазационного метана на шахте «Северная», цель которого — выработка тепло- и электроэнергии для нужд шахты.

 

Горячая точка «Воркутаугля»

Как рассказали «7x7» в отделе коммуникаций АО «Северсталь Менеджмент», утилизация шахтного метана в Воркуте началась с 1975 года. К 1986 году котельные добывающих предприятий были оснащены котлоагрегатами, благодаря им метан стал использоваться в качестве топлива для обогрева административно-бытовых зданий. В 1992 и 2013 годах котельные частично модернизировали. Сегодня шахтный газ утилизируют котельные шахт «Воркутинская», «Заполярная» и «Комсомольская». Только за последние два года объем выбросов метана сократился на 34%.

 

На шахте «Комсомольская» 7 из 12 котлоагрегатов работают на угле, 5 — на газе
Фото пресс-службы «Воркутаугля»

 

В 2013 году завершилось строительство двух газопоршневых теплоэлектростанций (ГПТЭС) мощностью 6 и 12 МВт на шахте «Северная». Это позволило одновременно вырабатывать тепло и электроэнергию для нужд предприятия. Стоимость проекта составила 943 млн руб.

 

Газопоршневая ТЭС в качестве топлива использует дегазационный метан
Фото пресс-службы «Воркутаугля»

 

Благодаря утилизации метана на котельных «Воркутаугля» снижены объемы выбросов в атмосферу дегазационного метана — газа с высоким потенциалом глобального потепления. Тепловая энергия, вырабатываемая шахтными котельными и ГПТЭС, позволила сократить потребление тепла и электроэнергии от внешнего источника — Воркутинской ТЭЦ-2, что в свою очередь уменьшило объемы сжигания каменного угля.

С 2013 по 2016 годы общий объем утилизированного метана в газопоршневых теплоэлектростанциях шахты «Северная» составил 112 млн м3, фактический объем сгенерированной энергии составил 153,6 млн кВт/ч.

 

Модульная дегазационная установка (вакуум-насосная станция)
Фото пресс-службы «Воркутаугля»

 

Сейчас «Воркутауголь» разрабатывает проект переноса ГПТЭС с шахты «Северная» на промплощадку вентиляционного ствола №6 шахты «Воркутинская», где в декабре 2017 года построена модульная дегазационная установка. В качестве альтернативы компания рассматривает возможность использования на вакуум-насосной станции шахты «Воркутинская» факельных установок для сжигания метана. Это позволит увеличить долю утилизации метана. За девять месяцев этого года общий объем дегазационного метана составил 195 млн м3, из которых было утилизировано 50 млн м3, то есть 25%. Компания рассчитывает, что снижение выбросов дегазационного метана  позволит исключит «Воркутауголь» из списка экологических горячих точек.

 

Шахта «Воркутинская»
Фото пресс-службы «Воркутаугля»

 

«Охрана окружающей среды — один из главных приоритетов „Воркутауголь“ на всех стадиях производственной деятельности. Основные цели компании в области охраны окружающей среды определены экологической политикой „Северстали“, которая включает в себя предупреждение загрязнения окружающей среды, участие в решении проблем снижения выбросов парниковых газов, экономное и рациональное использование энергии и природных ресурсов, а также эффективное управление образующимися отходами», — заявил генеральный директор АО «Воркутауголь» Сергей Лихопуд.

 

Центральная обогатительная фабрика «Печорская»
Фото пресс-службы «Воркутауголь»

 

По итогам конкурса «Лидер климатического развития России в 2017 году» компания получила диплом победителя II степени в номинации «Вклад в климатическое развитие (безопасность) региона» за проект «Утилизация дегазационного метана на объектах „Воркутауголь“».

 

 
 
 

 

Точка «Монди СЛПК»

В 2003 году на комбинат «Монди СЛПК» приходилось 75% всех промышленных выбросов в атмосферу и сброс самого большого объема загрязненных сточных вод в Сыктывкаре. Тогда был сделан акцент на устойчивом развитии: параллельное наращивание мощностей и снижение негативного воздействия на окружающую среду. В то время на производстве для отбелки целлюлозы использовался элементарный хлор, и замеры в начале 2000-х годов показали его высокое по европейским меркам содержание в сточных водах. Поэтому одной из первых задач стал переход на бесхлорную отбелку и уход от использования элементарного хлора. Этот проект завершился в 2006 году. Результаты были впечатляющими — концентрация абсорбированного органического хлора (АОХ) в сбросах упала в десятки раз.

 

«Монди СЛПК»
Фото с сайта mondijobs.ru

 

Масштабный проект «Степ» включал другие мероприятия — техническое перевооружение, реконструкцию содорегенерационных котлов, что позволило снизить выбросы в атмосферу и исключить первую горячую точку из списка. Удалось значительно увеличить объем повторного потребления воды на комбинате.

— Целлюлозно-бумажная промышленность очень водоемкая. В Европе в среднем расходуется примерно 30–50 кубометров свежей воды на тонну готовой продукции. В Сыктывкаре до «Степа» тратилось 100 кубометров и выше. После «Степа» воду стали максимально использовать внутри комбината, а не просто сбрасывать. Появился замкнутый цикл и удалось достичь показателя в 65 кубометров свежей воды на тонну продукции. Это был лучший показатель в России. Практически никто из ЦБК к тому времени не выходил из ста «кубов», — рассказал главный эколог АО «Монди СЛПК» Дмитрий Очеретенко.

Следующей серьезной программой стала модернизация очистных сооружений. Очистные построили и запустили тогда же, когда и комбинат — в конце 1960-х годов. Вторая очередь строительства была в 1980-е — тогда добавились первичные и вторичные отстойники. Эта система работала практически без изменений более 30 лет, но в начале 2010-х стало понятно, что она не соответствует потребностям комбината, который наращивает производство. В 2012 году был разработан концепт модернизации очистных сооружений, который предусматривал три этапа.

 

Аэротенк №3
Фото Дмитрия Очеретенко

 

Работа началась с модернизации трех из восьми аэротенков (резервуаров, по которым протекает сточная вода, смешанная с активным илом, в них происходит биологическая очистка воды) и шести вторичных отстойников. Построили здание механической очистки сточных вод для муниципальных стоков Сыктывкара, Эжвы и сыктывдинского села Зеленец. В этом здании благодаря решеткам удаляется крупный мусор, а за счет песколовок — песок и камни поменьше. Появились буферные емкости на 10 тыс. кубометров. Они были необходимы для того, чтобы выровнять поток поступающих на очистку городских стоков: утром и вечером напор может составлять 1–2 тыс. кубометров, в то время как ночью он снижается до 200–300 кубометров. Еще одним объектом стала новая камера смешения производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод. Первые два этапа завершились в 2016 году, на эти цели потратили более 1 млрд руб.

 

Станция механической очистки
Фото Дмитрия Очеретенко

 

На третьем этапе программу модернизации расширили по сравнению с первоначальным вариантом.

— Очистные сооружения — это один большой организм. Эффекта от замены одного отстойника будет немного, так как он находится в общей цепочке. Эффект появится только тогда, когда сделаешь все, выполнишь все стадии. Снижение показателей негативного влияния на окружающую среду серьезно можно увидеть, когда полностью весь организм активирован и запущен, — сказал главный эколог.

На предприятии решили модернизировать все первичные отстойники. Реконструировали емкости по скандинавской технологии (так называемое «мокрое колесо» — это когда ферма крутится в воде, в результате уменьшается износ оборудования из-за разницы температуры воды в резервуаре и воздуха в холодное время года). Первый модернизированный отстойник будет запущен в первые дни 2018 года, второй — на подходе. До конца следующего года предстоит модернизировать еще четыре.

 

Отстойник №7
Фото Дмитрия Очеретенко

 

Продолжается реконструкция аэротенков, где внедряется новая система аэрации и подачи ила. Первый из трех заработал в середине октября 2017 года, последние два будут модернизированы в течение 2018 года. К концу следующего года будут обновлены и все оставшиеся вторичные отстойники.

Планируются и строятся новые объекты. Появилось реагентное хозяйство, задача которого — подача химикатов, необходимых активному илу (активный ил — организмы, которые очищают сточную воду, они поедают органику, но для этого им нужны азот и фосфор). Новое реагентное хозяйство будет подавать вещества в автоматическом режиме.

 

Аэротенк №6
Фото Дмитрия Очеретенко

 

Второй предусмотренный объект — участок обезвоживания осадка и илоуплотнители. В процессе очистки активный ил размножается, растет, поэтому осадок надо выводить с отстойников и отправлять на участок обезвоживания. Но концентрация ила сразу на выходе недостаточная, чтобы его можно было обезводить. Илоуплотнители как раз и нужны для сгущения массы, которая в дальнейшем подается на обезвоживание. Вместо одного обезвоживающего стола буду введены в эксплуатацию четыре.

По словам Дмитрия Очеретенко, главным объектом третьего этапа станет здание дисковой фильтрации. Сейчас вода после вторичных отстойников сбрасывается в реку, но в будущем в этой цепочке появятся дисковые фильтры, которые позволят повысить уровень очистки воды от взвешенных веществ.

Вся эта работа завершится к декабрю 2018 года. Затраты на последний этап составили 3,3 млрд руб.

— В прошлом и в этом году при встрече с представителями НЕФКО и Баренцева региона мы показывали, что мы делаем по программе модернизации. Но исключать нашу экологическую горячую точку мы пока не хотим. Мы не хотим заявляться до тех пор, пока мы не реализуем проект полностью, — говорит главный эколог «Монди СЛПК». По мнению Дмитрия Очеретенко, это произойдет в 2019 году.

Материал подготовлен по проекту «Взгляд на Баренц» — совместного партнерства СМИ Баренц-региона.

Материалы по теме
Мнение
25 февраля
Дина Хитрова
Дина Хитрова
В = Вторсырье!
Мнение
31 января
Игорь Ларионов
Игорь Ларионов
Чтобы принять методы работы американских камер в России, должны согласиться люди, пользующиеся благами их отсутствия
Комментарии (1)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
живу я здесь
30 дек 2017 17:34

Бизнес по немногу, но пытается что- то делать, а власти - муниципалитеты, одни пустые слова: - несанкционированные свалки бытовых отходов, сортировка, переработка бытового мусора. тары и упаковки и тому подобное, питьевая вода, очистные канализации, нормативные акты и контроль за их исполнением и многое многое подобное, или власти способны только митинги в защиту среды обитания пресекать и прессовать активистов, ну ещё и сфотографироваться

Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
Баренц-регионКомиОбществоПромышленностьЭкология