Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Живая-мертвая земля. Репортаж фотографа Дениса Синякова из Воркуты и ее окрестностей

Живая-мертвая земля. Репортаж фотографа Дениса Синякова из Воркуты и ее окрестностей

«Арктика — это бесконечно красивая белая, в хорошем смысле пустота». Что увидел в Воркуте Денис Синяков

Максим Поляков
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

22 апреля телеканал «Дождь» опубликовал репортаж фотографа Дениса Синякова о поездке в Воркуту и ее окрестности. Там он побывал в конце марта вместе с сотрудниками «Гринпис России». В описании к серии снимков говорится, что в мае 2014 года указом президента была создана Арктическая зона. До 2020 года, по данным «Коммерсанта», на нее предполагается потратить 260 млрд руб. Одна из «опорных зон» развития Арктики — Воркута.

На снимках — улицы и дома заполярного города, заброшенные поселки, в том числе Хальмер-Ю, который находится примерно в 60 километрах от Воркуты, быт коренных малочисленных народов, северные олени.

Корреспондент «7x7» попросил Дениса Синякова рассказать о поездке.

— В каждой своей поездке в Арктику я хочу ответить на вопросы: что происходит с русской Арктикой, и является ли она той, какой ее показывают по кремлевскому телевидению? Насколько правдивы все эти бравурные речи о ее освоении. Сравнивают это с освоением космоса советским союзом, рассказывают о счастливой жизни в северных городах и заботе о коренном населении. Показывают флаг России на дне шельфа, в котором нефть и газ, Кадырова на военной арктической базе, бесконечных врагов и завистников России. Ничего о хищениях при строительстве той же базы, бесконечных нефтеразливах и нерентабельности самой нефтегазовой отрасли. Мыльный пузырь для меня все эти разговоры. Сложно назвать изменения там изменениями к лучшему, кроме того разве, что природа забирает свое назад, потихоньку рекультивируя заброшенное в советское и нынешнее время.

Арктика — это бесконечно красивая и белая, в хорошем смысле, пустота, в которой уродливыми пятнами стоят заброшенные шахты, поселки и миллионы оставленных ржаветь бочек, тишину которой разрывают улюлюканья коренных жителей, перегоняющих своих оленей на новые пастбища. Они настоящие хозяева этих мест, гармонично вписаны в эту белую красоту. И, конечно, это место, где еще встречаются редкие романтики, приехавшие на ее освоение еще при СССР, и так навсегда в Арктике и оставшиеся, — рассказал фотограф.

«7x7» публикует фотографии Дениса Синякова и его впечатления, размещенные на сайте телеканала «Дождь».

 

Воркута

В переводе с ненецкого название города означает «река, изобилующая медведями». Плюсовая температура в Воркуте держится всего 70 суток в году. Город считается одним из самых климатически дискомфортных для жизни в России. Основа экономики — предприятие «Воркутауголь», подразделение «Северстали», владеющее всеми угольными шахтами в городе.

На шахтах «Воркутауголь» с 1994 года произошла 161 авария, погибли 116 человек.

В 1992 году население города составляло 116 тысяч человек, сегодня — 59 тысяч. Каждый год отсюда уезжает больше трех тысяч человек.

 

 
 
 

Поселок Рудник за рекой Воркутой был основан раньше, чем сам город, в 1932 году, став первым поселением в этих местах. В основном здесь жили рабочие — заключенные.  С Рудника началась история ВоркутЛага — одного из крупнейших островов ГУЛАГа. 

В конце 80-х запасы угля в шахтах Рудника истощились, и поселок опустел. Сейчас здесь иногда играют в страйкбол и пейнтбол. 

Мост, ведущий из Воркуты в Рудник, в аварийном состоянии, недавно местные волонтеры получили у администрации разрешение восстановить его на собственные средства. 

 

Вид на поселок Рудник

 

Хальмер-Ю

Хальмер-Ю — город-призрак в 70 км от Воркуты. Название в переводе с ненецкого означает «Мертвая река» или «Река в долине мертвых». Был основан в 40-е годы после обнаружения крупного угольного месторождения.

В 1959 году в поселке жили 7122 человека. Здесь были дом культуры, библиотека, два детских сада и ясли, общеобразовательная и музыкальная школы, школа рабочей молодежи, больница, профилакторий, общежитие, дом быта, хлебопекарня, магазины, а также самая северная в Коми метеостанция. Единственной связью Хальмер-Ю с миром служила узкоколейная железная дорога до Воркуты. Автотрассы в городе никогда не было.

 

 

2 июля 1993 года была принята федеральная программа закрытия неперспективных шахт. Первой в списке оказалась Хальмер-Ю. После принятия решения о ликвидации поселка часть жителей не захотели покидать свои дома, их выселяли насильно с помощью ОМОНа и перевозили в Воркуту.

Сейчас территория поселка используется как военный полигон под условным названием «Пембой». 17 августа 2005 года в ходе учений стратегической авиации бомбардировщик Ту-160, на борту которого находился президент Владимир Путин, произвел запуск трех ракет по зданию бывшего дома культуры поселка Хальмер-Ю.

 

Туризм

На развитие туризма в Коми выделен 1 миллиард рублей. Одним из туристических кластеров должен стать Воркутинский городской округ. Туристов предполагается привлечь северным сиянием и природными ландшафтами приполярного города, а также бытом  и укладом жизни проживающих тут коренных народов.

Всего на территории Коми проживает 562 представителя коренных малочисленных народов. Пока о планах сделать их туристическим объектом эти ненцы не слышали.

 

 
 
 

Администрация Воркуты планирует в ближайшие несколько лет построить здесь смотровые площадки, места стоянок, придумать новые туристические маршруты. Подробности пока не известны. Общественный совет при Агентстве по туризму Республики Коми назвал проект «невнятным». 

* * * 

Своими впечатлениями с «7x7» поделилась и другая участница поездки, ассистент руководителя энергетической программы «Гринпис России» Елена Сакирко:

— Воркута сейчас находится на периферии истории и экономики. Этот город символизирует не только упадок советской промышленности, но и отсталость страны сегодня. Ископаемые источники энергии уходят в прошлое, однако здесь появляются планы разработки новых угольных месторождений. Ближе к морю работают газовые компании и планируются нефтяные разработки.  

Город наполнен и окружен домами живыми и мертвыми: с 1992 года население города сократилось почти в два раза, и пустые дома теперь встречаются в Воркуте повсюду. Воркута отапливается углем, и в мае, когда тает снег, по улицам текут грязевые реки, а летом ветром разносит угольную крошку. Дышать здесь трудно. Вблизи угольных поселков — километры развороченной и изуродованной тундры.

При этом тундра — это родная земля коренных малочисленных народов Севера. Кочующие ненцы ведут традиционный образ жизни под Воркутой на протяжении многих поколений. Они пасут оленей и ловят рыбу. Нефтяная и газовая инфраструктура разрезает пастбища и «передавливает» устья рек и ручьев. Промышленное освоение Севера продолжает развиваться по советскому сценарию индустриализации Арктики и наносит непоправимый ущерб земле и культуре северных народов.

Хрупкая и суровая северная земля должна остаться нетронутой промышленным освоением. Цена, которую приходится платить, неоправданно высока.

Другие впечатления участников поездки можно прочитать на сайте «Гринпис России».

Материалы по теме
Пост
23 ноября 2013
22
Марк Каганцов
Марк Каганцов
Город братской любви
Мнение
10 февраля 2016
6
Александр Литвинов
Александр Литвинов
«Умирать не страшно»
Комментарии (2)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
4 мая 2016 11:10

Все правильно. Гибнет Воркута, гибнет Север, тундра вымирает благодаря такому бездарному хозяйствованию.

Матильда
13 мая 2016 21:17

Вот кому нужна Воркута и крайний север Коми, так это нашим заокеанским "партнерам". Они давно мечтают на этой территории военную базу построить, да и Воркута через пару-тройку лет превратится в резервацию. Воркутинцы все стерпят.

Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
ВоркутаГринписКомиЭкология