Почему власть не слышит голос граждан, заинтересованных в сохранении исторически значимых для коренного населения Карелии уголков природы, отдавая их под застройку или форелевый бизнес? Традиции в угоду наживе?

В октябре 2022 года социальную сеть облетела петиция «Против застройки берега Ладоги» с просьбой о повышении природоохранного статуса прибрежной зоны Ладожского озера от поселка Ильинский Олонецкого района до границы с Питкярантским районом. Петиция собрала более двух с половиной тысяч голосов, однако результат этой акции неизвестен, как непонятна и судьба уникальной территории, находящейся под угрозой капитальной застройки.

Это не первый и не последний протест граждан, направленный на защиту окружающей традиционные места проживания природы. Недавно жители вепсского села Шелтозеро обратились к президенту с просьбой защитить их права на берег Онего. А население старинного карельского села Ведлозеро заявило, что боится потерять доступ на любимый пляж. И все это на фоне участившихся в Карелии скандалов, связанных с форелеводческим бизнесом, угрожающим базовой потребности людей в чистой воде.

Хочу поделиться своим мнением и впечатлением об исторических урочищах на Видлицких Песках Олонецкого района, о которых идет речь в петиции, с целью привлечь внимание к необходимости охраны этих уникальных мест как природного и историко-культурного наследия.

Зачином рассказа пусть будет текст берестяной грамотки №292, найденной при раскопках в Великом Новгороде на Неревском раскопе в слое 14 яруса (1238–1268 годы). Текст является древнейшим из известных документов на любом из прибалтийско-финских языков. Язык грамоты, по мнению ученых, близок языку современных карелов-ливвиков. Существует несколько переводов и интерпретаций этого текста на современный язык. По мнению Ю. А. Елисеева, текст представляет собой заклинание от молнии.

юмолануоли i нимижи
ноули се хан оли омо боу
юмола соудьни иохови

Стрела бога с десятками имен
Божья эта стрела
Вершит божий суд.

Приладожская полоса, красивый (божественный!) ландшафт, и не только природный, но языковой тоже. Те, кому приходилось ездить дорогой Сортавала-Петрозаводск через Олонец, знакомы с озерным пейзажем у самого полотна дороги возле административной границы Олонецкого и Питкярантского районов, где открываются взгляду острова и заливы. До ближайших населенных пунктов - Видлицы и Погранкондуш - 7 км. Второй из этих населенных пунктов до середины 60-х относился к Олонцу, с которым его объединяла общая история, экономика, традиции и один язык - ливвиковское наречие. Теперь он относится административно к Питкяранте. Большая земля называется в карельском языке словом manner со значением «большая территория напротив острова». Печатное издание Олонецкой губернии за 1894 год констатирует: «Название «мандер» употребляется только промышляющими на Ладожском озере... ».

Чуть поодаль от дороги раскинулись в заливе Дедовы острова (карельское Ukonsaaret), куда тоже подбирается строительный и крупный туристический бизнес. Большой Дедов остров соприкасается с наволоком, который, как повелось с давних пор, тоже имеет двойное название - на карельском и русском: русское Сухой наволок (карельское Kuivoniemi). Место использовалось как пастбище для стада кондушских коров до 1980-х годов. Поскольку уровень воды в Ладоге меняется через семь лет, наволок не всегда бывает сухим. Островок, расположенный западнее, зовется в народе Березовым (кар. Koivusaari). Заливов перед островами два: один из них в устной речи известен как Маннэлахта. В истории встречается и такой вариант, как: Мандалакша (упоминается в 1676 г.). Кстати, в карельском именослове есть имя Манне, не от него ли? В 17 веке в «Мандалакше» были зафиксированы рыбные станы крестьян Кондушской волости, а на Сухом наволоке рыбные станы крестьян Видлицкой волости. Они отметились в истории довольно острым сюжетом.

Соседний залив находится уже в другом слое исторической атмосферы. Его мы называем Квартальным - по названию поселка, построенного в послевоенное время прошлого века для лесозаготовителей Олонецкого леспромхоза. Точное название поселка - 152 Квартал. Там жила после войны моя бабушка с тремя детьми. Она работала в лесу, а обитала семья в вагончике на берегу залива. "Зимой просыпались в инее", - известно из семейной истории о жизни на лесоповале.

Еще с дореволюционных времен, когда создавалась система лесного хозяйства России, было принято называть участок леса от 100 до 200 га с четкими границами - кварталом, с номером на квартальном столбике. Газеты того времени писали, что рабочие Квартала постоянно перевыполняют план. Кроме лесопункта на Видлицких Песках, работал пункт по переработке и консервированию рыбы от Сортавальского рыбного завода. Рыба отправлялась самолетами по многим городам Советского Союза. В советскую эпоху в ближайшей акватории ходили за рыбой рыбопромысловая артель погранкондушского колхоза им. И. П. Мазурука и суда нескольких видлицких рыболовецких колхозов. На Квартале была начальная школа, в которой работала погранкондушская учительница М. И. Деноева, которая научила меня грамоте. Каждый день она ходила на работу пешком за 7 км. В начале 1960-х поселок исчез.

В ближайшем окружении я устроила сущую пыточную: кто этот «Дед», как его звали, чем занимался, где жил, можно ли в гости. «Дед» одноименных Дедовых островов оказался любопытным персонажем. Из расспросов жителей д. Погранкондуши выяснилось, что это: 1. "наш дедка"; 2. "зовут Укко"; 3. "живет на небе, в облаках"; 4. "гремит громом", 5. "кидает молнии". - "Укконен - гроза, а Укко - наш дедка". Любопытным в рассказе было то, что на одном из камней Уконсаари он оставил "след от своей ноги" - "D’umalan d’algu" (ливв., местн. говор), в переводе - след бога.

На острове есть и другой культовый камень: Святой камень с крестом (кар. Ristaidu). Раньше был "крест из сплава трех металлов", но теперь осталось только основание, к которому он крепился, и легенда о монахе, якобы бежавшем с Валаама от шведов и дважды спасенном: от шведов и от шторма. Он будто бы и поставил на камень крест "из сплава трех металлов", который привез в лодке. Кто-то из нынешних людей смастерил на место утраченного железного креста деревянный. Кто-то заботливый прислонил к камню весло - вдруг кому-то понадобится. И оно кому-то уже понадобилось.

 
 
 

За Святым камнем на острове стояла Святодуховская часовня. Один из микротопонимов острова - Часовенные тони (Čassounan abajat). Не знаю, насколько легенда об этом монахе отражает реальные события, но нет сомнения, что монах Илия с боярскими детьми (имена их тоже известны), о которых писал новгородский архиепископ Макарий в своей грамоте от 1534 года, не мог обойти эти острова, так как им вменялась обязанность "искореняти прелести кумирские". В своем послании от того же года, адресованному царю Ивану IV Макарий раскрывает языческий смысл этого явления: "Суть же скверные молбища их лес, и камение, и реки, и блата, источники, и горы, и холмы, солнце и месяц, и звезды, и езера, и проста рещи всеи твари поклоняхуся яко богу..." Современные люди и сейчас всему перечисленному привержены, но в переосмысленном виде.

Научные источники показывают, что Дедовы острова хранят уникальную для северного Приладожья историю: 1. Основа Uk- в топонимах имеет мифологическое значение. 2. Культ Укко связан с культом предков. 3. Укко нередко мыслится как атмосферный бог, носитель всего воздуха, правитель облаков и властитель туч. 4. Разные группы саамов называли бога грозы различными именами и изображали его в образе человеческой фигуры с молотом в руках. 5. У бога грозы двойственный характер: он и хороший, и плохой. 6. Святилищами Укко были камни и рощи. 7. В фольклоре существует Укко-песнопение на основе вариантов, записанных в Ингерманландии. Песнь включает в себя молитву-обращение к Укко и песнь пробуждения Сампсы Пеллервойнена (от слова pelle – земля, почва). 8. После христианизации Песнь Укко исполнялась 13 июля, в день святого Петра. 9. В этот день устраивали пирушки с распитием домашнего пива. 10. В рунах имя Укко играет роль эпитета Юмола - Всевышнего, под которым подразумевается как языческое божество, так и христианский Бог. Юмола со стрелой упоминается в берестяной грамоте № 292, с которой я начала свой рассказ.

…Я искала "след бога". Однако Дед все время шутит: то чугунный портняжий утюг на берег подбросит, то каменную русалочку с сетью на голове вместо платка на камень усадит... Трудно найти "D’umalan d’algu", но этот природный артефакт там есть. И вот моя новая прогулка к Дедовым островам! 10 марта 2024. Идти мне 6 верст по льду озера и невысоким торосам. Дед меня заметил и почти сразу выслал в проводники зайца; тот нарисовал свои причудливые следы на льду незадолго до меня и все время оставался невидимым. Мой путь проходил бы так же легко и весело, как у этого белого и пушистого грызуна, если бы не мрачные валуны тут и там, похожие издалека на черные и серые разбитые сердца (Hallottu kivet)…

В настоящее время оба залива массово используются местными жителями для активного досуга. Люблю бывать здесь и я. На льду возле Дедова острова собираются для любительской рыбалки люди из разных мест: Олонец, Видлица, Ряймяля, Погранкондуши, Мансила... Ловят на удочку и мормышку. Многие рыбачат из года в год, и им есть что вспомнить. Рыбаки наблюдают за озером и понимают, что озеру очень нездоровится. Говорят, был такой плохой день однажды, когда закинули промысловики снасть в акваторию, а когда заглянули в нее, увидели какую-то черную массу ужасного вида, склизкую, противную, от которой даже руки ничем не отмывались. Оставили эту сеть на месте, невозможно было ее вытащить. А на следующий день прошел шторм, промыло снасть водой, и тогда уже вытащили ее, пустую!

В "Стратегии социально-экономического развития Олонецкого национального муниципального района", как во всех документах подобного рода есть пункт: «Что мешает развитию?» Составители стратегии сходятся в том, что "особо глобальные проблемы - это: низкий уровень доходов населения и невозможность получения качественных услуг здравоохранения и образования; деградация села". А ведь в Олонецком районе 63 сельских населенных пункта!

На территории, где есть сосновые боры, "идеальная равнина" с пахотными землями, рыбные тони - заболеваемость туберкулезом, тем не менее, превышает республиканский показатель. В этих условиях радует, что у местных жителей есть на Ладоге места массового отдыха, активного и здорового досуга на природе, с возможностью получать традиционную пищу к своему столу, места, где они, как могут, "укрепляют межрайонные и межрегиональные связи".

Глобальные проблемы это, конечно, не решает, но хотя бы не дает упасть качеству жизни ниже некуда. К сожалению, промысловые объемы выловленной рыбы падают. На официальном сайте Олонецкого района есть эти данные. Вероятно, и объемы на любительской рыбалке не растут. Кстати, количество договоров на выращивание сеянцев лесных растений тоже невелика цифра.

Стратегический документ района не обходит вниманием молодежь, родившуюся после 2000 года. В соответствии с теорией поколений, пишут авторы, современной молодежи присущ архетип "художники". В "Стратегии" предполагалось, что она будет "постоянно обучаться, искать нестандартные решения и заниматься техническим творчеством и искусством". Такие места, как берег Ладоги - прекрасные точки приложения для их сил. Не зря говорят: лучшая школа бывает на границе трех сред: леса, воды и скал.

В муниципальном документе поставлена важная задача: "Введение механизмов учета мнения населения при решении вопросов социально-экономического и политического развития территории". Однако на примере петиции, которой народ призывает не допустить застройку берега Ладоги, можно предположить, что мнение двух с половиной тысяч человек осталось неучтенным.

Создание и благоустройство территории традиционного природопользования было бы очень уместно, на мой взгляд, в районе Дедовых островов. И постановка на учет мест культурного наследия карелов: острова, заливы и прибрежная полоса напротив них.

Я уверена, что у местных жителей есть огромный опыт общения с этими местами, и пренебрегать им было бы неправильно. Хотелось бы, чтобы предпочтения и ожидания местных жителей изучались и учитывались на разных уровнях управления территорией с целью ее развития, а не наживы. Хотелось бы, чтобы люди не боялись высказываться о том, что их волнует. Чувствуете ли вы какие-то угрозы и беспокойство, связанное с судьбой этой местности и реализацией своих прав на этой территории? Каким вы хотели бы видеть его в будущем? Хотелось бы лучше понимать, как принимаются решения в реальности и как должно бы быть для лучшего результата.

Оригинал