Путь жизни занял 47 лет, дорога от кончины до упокоения – 15 дней. Это были самые черные дни в жизни его родных и близких. Выражаю семье Алексея Навального мои соболезнования и желаю им сил жить с этой утратой. Людмиле Ивановне – поклон за ее материнскую волю и достоинство.

Для всей страны это были дни большого испытания на человечность и благородство. У каждого была возможность остаться человеком, возможность сострадать, возможность не соучаствовать в травле и пытке. Не все смогли пройти это испытание достойно, и это – пожизненное обстоятельство, которое уже не получится переписать никому.

Сегодня люди не испугались возможных репрессий и пришли на прощание с политиком, политическим заключенным, в стране, где естественные человеческие чувства свободного человека могут вызвать любую по жестокости реакцию властей.

Эти люди показали, что у них нет страха, а если он есть, что также естественно, то они умеют преодолевать страх и уважают себя, свои моральные принципы. Эти люди живут в России и сохраняют для нашей страны шанс на свободное будущее. Они любят страну и желают ей свободы.

Силовое окружение этих похорон отражает страх властей перед свободными людьми и уверенность властей, что именно от свободных людей исходит угроза режиму. Это на самом деле так. Свобода, как кислород, неуничтожима. Она всегда находит людей, в душах которых живет во времена несвободы. И свобода сильнее, чем несвобода.

Я очень надеюсь, что у властей хватит инстинкта самосохранения для того, чтобы этот печальный день не завершился репрессиями и новыми трагедиями. Пусть у парней в форме и с оружием будет в будущем возможность сказать, что сегодня они никому не причинили зла.

Я благодарю всех, кто в эти дни вел себя так, как должно вести себя человеку с личным достоинством. Урок человечности и солидарности мы сохраняем для себя как питательную силу для морального сопротивления расчеловечиванию и залог будущей общей свободы.

Оригинал