О сообщении для СМИ, опубликованном МИД РФ 30 января 2024 года

Российские ведомства пытаются опередить друг друга по выслуживанию перед Президентом, ставшим в России единоличным авторитарным правителем и выстроившим под себя единую вертикаль власти, подавляющую любые зачатки народовластия. Действуя в едином порыве, все государственные органы сейчас пытаются доказать реальность очередных так называемых «выборов Президента Российской Федерации».

В этом направлении на своем поле действует и МИД РФ. Ему поручено рекламировать имитацию международного наблюдения на предстоящих выборах. На своем сайте МИД опубликовал оправдание отсутствия на наших выборах наблюдателей из Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ – наиболее компетентной организации в области международных избирательных стандартов и международного наблюдения. Текст МИДа выдержан в стиле современной российской государственной риторики, состоящей из малосодержательных пропагандистских лозунгов и откровенной лжи.

История взаимодействия российских организаторов выборов и БДИПЧ ОБСЕ развивалась вместе с историей российских выборов. Становление института выборов в России в 90-е годы было непростым, поскольку его пришлось строить практически с нуля (в Советском Союзе выборы не были выборами в классическом смысле слова), но оно происходило, как в законодательной, так и в практической области. Международное наблюдение в то время активно развивалось, Россия не только постепенно принимала международные стандарты выборов, зафиксированные в нескольких международных правовых документах, ратифицированных Россией, но и расширяла международное наблюдение на своей территории. БДИПЧ ОБСЕ в те времена не только оказывал методическую помощь развитию международного наблюдения, но и активно участвовал в наблюдении за российскими выборами и предоставлял после них свои положительные заключения и рекомендации. Так, после последних конкурентных выборов депутатов Государственной Думы в 1999 году (на которых присутствовало 1185 международных наблюдателей) БДИПЧ в своем заключении отметила, что выборы были состязательными и хорошо организованными. Но более ценными в обширном докладе БДИПЧ были отмеченные недостатки и рекомендации.

Начавшаяся после 2004 года деградация российских выборов постепенно ускорялась, и вместе с ней изменялось отношение организаторов выборов к наблюдателям из ОБСЕ. Знаменитые массовыми фальсификациями федеральные выборы 2007–2008 годов были отмечены и скандалами с допуском наблюдателей БДИПЧ. Наши организаторы выборов никак «не понимали», почему БДИПЧ хочет иметь не только краткосрочных наблюдателей в день голосования, но и долгосрочных наблюдателей на весь период избирательной кампании. Многие конкретные организаторы до сих пор думают, что выборы – это только день голосования, хотя более компетентные реальные организаторы, также, как и специалисты по настоящим выборам в БДИПЧ знают, что реальность выборов проявляется, в первую очередь, перед днем голосования – в конкурентности избирательной кампании, в отсутствии применения административного ресурса, в беспристрастности государственных органов по отношению к претендентам.

В результате на выборах 2007 года наблюдатели БДИПЧ отсутствовали, а небольшая миссия краткосрочных наблюдателей от ПАСЕ ОБСЕ назвала выборы «нечестными» и «недемократичными». В 2008 году, наблюдателей БДИПЧ пригласили примерно за месяц до дня голосования в количестве 70 человек – существенно меньшем, чем было запрошено. Объяснения про предвзятость и ангажированность наблюдателей БДИПЧ в тот год давал член ЦИК РФ Игорь Борисов (в настоящее время он опять является членом ЦИК РФ, ответственным за общественное наблюдение). Но риторика была такая же, как в нынешнем заявлении МИД. ПАСЕ опять отметило в своем докладе, что выборы не удовлетворяли международным избирательным стандартам.

Стоит отметить, что ЦИК РФ не брезговал проводить цензуру отчетов международных наблюдателей: на сайте ЦИК публиковались только комплементарные отчеты, а отчеты ОБСЕ просто умалчивались и критиковались «за глаза».

В период электоральной оттепели 2016–2017 годов количество международных наблюдателей увеличилось и на выборах 2018 года достигло максимума в полторы тысячи человек. Даже БДИПЧ смогло получить на этих выборах желаемое число мест для наблюдения, что, однако, не сдержало его от критики. И в 2021 году - после оттепели - БДИПЧ опять не приехало на российские выборы. А тогда, когда все страны были разделены на «дружественные» и «недружественные», наблюдателей из последних вообще перестали приглашать на выборы.

Но не надо думать, что число международных наблюдателей на российских выборах сокращается. Имитируя выборы, власть имитирует не только конкуренцию, альтернативы и «свободное волеизъявление», но и общественное наблюдение. Фикция с отечественным наблюдением от «общественных палат» дополняется фикцией международного наблюдения. В рассматриваемом оправдании МИДа упомянуты «порядка тысячи» наблюдателей из «почти ста иностранных государств и различных международных организаций». Правда, конкретно о том, из каких стран приглашены наблюдатели, писать стесняются. Больно много там стран, которые сами не отличаются реальными выборами. Понятно, что наблюдатели из Белоруссии и Ирана нам намного ценнее, чем наблюдатели из БДИПЧ. Впрочем, будут и «электоральные туристы» из западных стран: там люди любят поездить по миру, а уж на халяву – тем более (мы знаем завсегдатаев из Польши, Финляндии и Америки). Могли пригласить и две тысячи таких туристов, если бы денег дали больше.

Тот факт, что на этот раз оправдывается не ЦИК, а МИД говорит лишь о крепости вертикали: кому поручено, тот и оправдывается. Но слова все так же лживы и циничны.

«Предстоящее в России волеизъявление граждан будет максимально транспарентным», бубнит МИД общий шаблон. Потому что приедет тысяча «электоральных туристов»? Или потому, что реальных наблюдателей из «Голоса» заменили нереальными наблюдателями из общественных палат, а сопредседателя «Голоса» на всякий случай посадили? Или потому, что процедуру голосования на всякий случай сделали электронно-ненаблюдаемой?

«Все свидетельствует о предвзятости и непоследовательности методологии БДИПЧ, политизированном подходе к оценкам электоральной ситуации… Фактически, БДИПЧ выполняет политический заказ, нарушая принципы объективности, непредвзятости и профессионализма». Где-то я это уже слышал… Занимаясь 30 лет «методологией российских избирательных комиссий» (а я, все-таки, был членом избирательных комиссий всех уровней), я, вероятно, настолько проникся «непоследовательной методологией БДИПЧ», что считаю предвзятой и некомпетентной именно работу наших организаторов выборов.

«Упомянутая выше позиция отражена в совместном пресс-релизе главы БДИПЧ и функционеров ОБСЕ от 7 сентября 2023 г. Они позволили себе в нарушение собственных полномочий осудить проведение российских выборов на территории Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей. Этот пасквиль до сих пор не дезавуирован.»

Ну, во-первых, меня не удивляет жаргонистый стиль высказываний МИД. У нас и пахан не отличается дипломатичностью выражений. Во-вторых, а какие собственно полномочия превысило БДИПЧ, выразив удивление проведением выборов при военном положении? И, в-третьих, мне известно, как выборы и референдумы проводятся в таких обстоятельствах (я даже лично был на референдуме 2014 года в Донецке).

Причина отсутствия БДИПЧ ОБСЕ среди участников международного наблюдения за выборами Президента Российской Федерации в 2024 году совсем не в том, что им не прислали приглашения. Она в том, что БДИПЧ наблюдает за ВЫБОРАМИ. А за невыборами ему наблюдать не нужно.

Оригинал