История с группой «Би-2», участников которой арестовали в Таиланде, очевидно, по просьбе российского МИДа, — демонстрация того, что российская власть не удовлетворится ситуацией, когда культура и общественная жизнь разделились на российскую (разрешенную властями) и эмигрантскую (более свободную). Российское государство намерено преследовать артистов и общественных деятелей и за границей, используя для этого свое влияние в тех странах, которые занимают более или менее нейтральную позицию. Помимо кейса «Би-2», есть и другие примеры — Максима Галкина не пустили в Индонезию, концерт Руслана Белого отменили в Таиланде. Не до конца понятно, можно ли в этот ряд поставить Моргенштерна, которому запретили въезд в ОАЭ. 

Мария Захарова прямо заявляет, что происходящее — дело рук российского МИДа: «Будьте уверены: российские дипломаты оперативно и полноформатно доводят до страны пребывания позицию своей страны, всего народа по теме СВО и всем связанным с ней вопросам. <…> Ничего удивительного: никому не нужны проблемы, которые могут возникнуть с людьми, спонсирующими терроризм. Подрывы журналистов и общественных деятелей, массовое убийство мирных жителей в результате прицельной атаки ракетами, поджоги и минирование гражданской инфраструктуры — на это деньги дают не только режимы в Вашингтоне и Лондоне, но и различные деятели антикультуры. Они становятся токсичными».

Такое происходит не только с артистами. Вчера запретили въезд в Грузию политологу Федору Крашенинникову. Его отправили обратно в Евросоюз, хотя ситуация такова, что при некотором стечении обстоятельств и политической воле грузинских властей могли отправить и рейсом в Москву. Понятно, чем это чревато для людей, которые уже объявлены российскими властями в розыск или могут быть объявлены в любой момент (для этого достаточно, как мы понимаем, любой антивоенной публикации).

Здесь, безусловно, требуется реакция международного сообщества — не только политиков, но и других артистов, деятелей культуры, публичных интеллектуалов. Таиланд и Индонезия — страны, куда приезжает множество европейских и американских туристов, и вряд ли их правительства хотят, чтобы их считали агентами кремлевской диктатуры. Положим, запрет на въезд может быть внутренним делом страны, но угроза депортации в Россию и жестокие условия содержания в тюрьме, как в случае с «Би-2», — это уже куда серьезнее.

Вообще, надо сказать, что объявление в розыск в России, особенно по «террористическим» делам, очень сужает для человека географию возможных путешествий. Безопасными оказываются примерно четыре десятка стран, еще десяток под вопросом (например, Турция), а остальные — с рисками задержания и выдачи в Россию. Все эти уголовные дела, розыски и заочные приговоры — это не только «от бессильной злобы», это создает людям заметные трудности и за пределами России. Для артистов, деятельность которых связана с гастролями и живыми выступлениями, это может быть существенной проблемой.

UPD: Юрист группы «Би-2» сообщает: «После посещения сегодня миграционного центра консулом России ранее достигнутые договоренности о выдворении [участников группы] граждан Израиля в Тель-Авив отменены. Хотя билеты уже куплены. Всех оставляют в тюрьме, в камере на 80 человек. Спят на полу».

Оригинал