У каждого человека, который выходит в интернет последние пару месяцев (хотя, правильнее было бы сказать, ближайшее пару лет, но последние месяцы было обострение), создается ощущение, что российская инфраструктура как будто бы рассыпается на глазах. Вторую зиму подряд радикальные коммунальные аварии происходят по всей стране, и не проходит недели, чтобы кто-нибудь опять не остался без электричества или тепла, чтобы что-то не сгорело из-за утечки газа или проблем с проводкой. Прошлой зимой все это тоже было, и поток пожаров и взрывов уже начинался, в этом году становится хуже.

Возникает ощущение, что вся эта большая конструкция существовала на честном слове и изоленте, а война ее пошатнула, и все стало сыпаться. Ощущение. Насколько это справедливо? Все, Россия дошла до предела прочности, дальше некуда? Кто-то видит в этом апокалипсические предзнаменования развала, кто-то — надежду на то, что режим наконец-то падет: зависит от настроений наблюдателя. Но человеческая психика имеет очень короткую память и любит предаваться мечтам о желаемом или страхам. Тут имеет смысл подумать о нескольких вопросах.

Имеют ли нынешние массовые коммунальные аварии отношение к войне? Да, частично. Мы знаем, что проблема возникла в двух направлениях: во-первых, ограничение импорта и повышение стоимости комплектующих для ремонта, во-вторых, то, что, с позволения сказать, мастеров-шаманов, которые умели заговаривать эти машины, уволокли на фронт. Многих коммунальных аварий можно было избежать. При этом, не стоит полагать, что их не случалось раньше — это довольно типичная зимняя история, когда холода каждый год приходят очень неожиданно, и система совершенно к ним не готова.

Повлияют ли эти коммунальные аварии на что-то: на настроения людей, на бюджетирование, в конце концов? Вопрос открытый. Довольны ли люди тем, что ходят по домам в пуховиках? Нет. Но, к сожалению, человек, который вынужден в буквальном смысле бороться за выживание, не особо имеет времени и ресурса на политическое действие. Так что каких-то крышесносных ЖКХ-митингов в минусовую температуру от людей, которые пытаются не отморозить себе важные части тела, ожидать не приходится. Может, когда потеплеет? Вряд ли, память все еще коротка. Может, деньги из военного бюджета отправят на восстановление собственной инфраструктуры, а не на разрушение чужой? Тоже маловероятно, скорее всего, это будет вопрос точечного заправочного ремонта и совершенно не главная статья расходов.

И, тем не менее, нельзя сказать, что это совсем не политическое событие: день за днем оно так или иначе подтачивает доверие людей, которого и так было не очень много. А перед выборами это не так уж бесполезно.