Фильм «Мастер и Маргарита» мне очень понравился. По внутренним часам показалось, что фильм шел 1.5 часа, а на самом деле — больше 2,5 (посмотрела потом на часы и поразилась, что так поздно). А я редко какой фильм могу посмотреть, не глядя на часы.

Роли Маргариты и Воланда — в точку. Роль Мастера — хорошая работа. Остальные герои (Пилат, Иешуа Га-Ноцри) скорее эпизодические роли, и нет привычного акцента на Иешуа. Религиозная составляющая скорее в покарании Зла, а не прообразе Иисуса. И фильм вообще нейтрален по отношению к христианству (оно как бы за скобками).

Главное в фильме — эти трое. И роль Воланда — так вообще открытие.

Здорово, что Мастер и Воланд говорят по-немецки, явный диалог с «Мефистофелем», и текст Булгакова по-новому зазвучал (а Пилат, Иешуа говорят на латыни и др.).

И еще: мы, не сговариваясь, увидели в фильме смыслы, о которых открыто писать не буду. Если посмотрите, то сами увидите. И спешите посмотреть, я поражена, как этот фильм попал в прокат. Там про 1930-е, про Москву тех лет (даже вымышленную с достроенным Дворцом Советов), но как будто про наши дни: про травлю инакомыслящих, про сталинскую элиту, погрязшую в пороке, про творящееся зло. И зло наказывается. То, что в реальной жизни, увы, не часто происходит.

Ein Teil von jener Kraft,

Die stets das Böse will und stets das Gute schafft (Goete, Faust).

Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.

Оригинал