Итак, наконец причесал все мысли в голове по поводу вновь открытого (о, боги, наконец-то!) музея в Громовой башне, и ну очень двоякое впечатление. К итоговому качеству самой реставрации вопрос только один — почему так долго мурыжили? Ну правда, сказанная во время моей избирательной кампании 2020 года в шутку фраза «Федор Конь быстрее крепость с нуля построил, чем вы одну башню реставрируете» оказалась пророческой. Такими темпами разрушиться еще не один участок успеет прежде, чем до ума успеете довести сохранное наследие. Но все же давай больше о музее.

Мне, как фотографу, скорее понравилось, чем нет — освещение хорошее, не стробит (нет мерцания), картинка очень приятная и глазу и камере. Первый этаж так вообще лепота — ресепшн, зона сувенирной продукции и адекватно спрятанные за матовым, расписанным информацией о крепости стеклом какие-то мини-подсобки — тут лайк, не глядя.

На прясла вылез и вообще восторг, сто лет с высоты стены не обозревал наш центр, а тут еще очень удачно солнышко выглядело, сосульки капают, рядом дети на ватрушках бесятся — кайф да и только!

Но если вглядываться в экспозицию с точки зрения человека в культуре чуток мыслящего и прошлые музейные коллекции вспоминающего, начинают назревать вопросики.

Первый логический: а где планшеты? Что это за пустые отверстия у вас на каждом ярусе красуются уже после официального открытия музея? У вас с конца июля-начала августа 2022 года времени не хватило, чтобы выдать полностью завершенный музейный продукт? А чем таким ультра-важным были заняты музейщики, у которых в ведении не тридцать восемь полностью включенных в культурную программу города башен, а всего одна — Маховая? Телеэкраны тоже работали через один, ну емана!.. Что за позорище?

Не совсем понятна хронологическая лента истории башни, где после использования в качестве общежития в 50-е годы сразу идет 2023 с открытием музея. Типа ребят, а 30 лет «Смоленск — щит России» по 2017 и 2017—2019 годы с музеем РВИО куда выпали? Ярмарка тщеславия, что мы — первый музей за полсотни лет или случайная ошибка?

Подпись экспонатов тоже вызывает вопросы: обычно если на поясняющей табличке их несколько, то добавляются номера. Понятное дело, гусиное перо с алебардой спутать сложновато, но тут уже вопрос к музейным правилам и аккуратности. Также мне непонятно, почему так лаконично подписана большая часть предметов и куда делись оригинальные сваи из мореного дуба? Вместо них палки-«имитация». Фу и фи... Ну и да, не надо ли тогда на всех экспонатах писать, подлинник это или имитация/реставрация/реконструкция по мотивам?

Кстати, на пряслах ну очень странное решение заделать эвакуационный выход лестницей, надеюсь, это временный косяк (там еще из-за стекла ограждающего не так просто пролезть на ступеньки — что там пожарная инспекция на этот счет сказала?). Выглядит как-то не очень похоже на открывшийся музей. И отсутствие ручки на воротах, выпускающих с прясла обратно в башню — эмм.. зимой, чтобы не выхолаживались музейные залы, их прикрывают, а открыть хоть и не сложно, но надо подцеплять пальцами/ногтями.

Четвертый ярус: мне понравилась идея с размещением по сторонам света фотографий и описаний соседних кремлей-крепостей (также отличный экспонат — сравнительные размеры их по масштабу с нашей крепостью, я и не задумывался, насколько смоленская стена больше по площади, чем все остальные кремли России), но как-то странно потрепанным-помятым выглядит полотнище с картой старого города на полу. Будто по ней уже потоптались несколько тысяч посетителей. Ну и снег бы не мешало убирать как-то: ходить по сугробам внутри стены такое себе, после грязь эту на нижние ярусы за собой тащить.

Панорама крепости со всеми башнями: по-моему, тут вообще ничего не поменялось с прошлой экспозиции, как была хорошим наглядным пособием, так и осталась, ни поругать, ни похвалить. Зато однозначный плюс — наличие фотозоны, где в одной из бойниц макеты оружия и кирпичная кладка специально для примерить и пофоткаться, вот только экскурсовод добавил «доделываем»... Опять же, вам времени мало было сделать сразу к открытию???

Итог: в целом картинка симпатичная, открытие — долгожданное, но мне совершенно непонятно, что можно было делать целых полтора года с момента окончания реставрации, чтобы получить такое? Как-то очень не очень получается красиво и вкусно, а хотелось бы без всяких «если» и прочих условий взять и похвалить. Тем более после стольких-то лет...

Оригинал