Для нашей страны цензура - это не большая новость. Она была в Российской Империи, была в СССР, она в современной России. Окей, в России сегодня есть цензура, она запрещает называть войну войной, дискредитировать вооруженные силы Российской Федерации, говорить об ЛГБТ, кажется, вообще произносить слово «Украина», петь песни певцов-предателей и так далее и тому подобное. Ладно, с певцами тоже тонкая грань, но, вроде, трек «Выдыхай» у Нойза никто не запрещал.

А книги Бориса Акунина из продажи в отдельных книжных магазинах изымают. Самого писателя объявили ни много ни мало террористом и экстремистом, что само по себе уже за гранью разумного даже для современной России. Григорий Чхартишвили выступает против войны и личность в России теперь нежелательная, за что ему почет, вопрос другой - а Фандорин-то тут причем? Книги из серии про Эраста Петровича - это книги в общем-то про русского офицера, который всячески отечество от всякого разного охраняет, и в целом персонаж довольно позитивный и не должен вызывать у современной России какой-то особой аллергии. Фандорин не дискредитирует ВС РФ, а в книгах можно, конечно, найти какие-то недостаточно скрепные мысли, но ничего особо крамольного.

То есть я понимаю, что никто в России не выпустит новую книгу Быкова про Зеленского или повесть «Адвокат беса» Акунина. То, что произведения, непосредственно связанные с текущей войной, забанены - это укладывается в общую логику. Но вот эта самоцензура на всякий случай просто ужасна. Люди реально обсуждают, выносить им на мусорку собрание сочинений Акунина или обойдется. В некоторых книжных его уже не продают.  Люди сами цензурируют себя и бегут впереди паровоза, просто на всякий случай. Ну потому что законы размыты и никто на самом деле не понимает, а вдруг что. Что окажется поводом для претензий?

И самое дурацкое — что ведь мы даже не можем сказать, что это глупо. Ну вот скажите честно, если к вам подойдет человек и спросит, не будет ли ему чего, если он решит почитать Акунина, а об этом кто-то узнает, вы сможете уверенно сказать, что нет? Взять на себя ответственность за это? Гарантировать человеку безопасность? Вот-вот.