Тут не будет разговоров о том, что есть плохие и хорошие пропагандисты, я не буду восхвалять либералов и консерваторов. Периодически из разных источников: что провластных, что оппозиционных, можно услышать что-то вроде «у нас есть вот такие данные соцопросов, а значит…».

А ничего это не значит. Почему? Такая же риторика часто есть и у Соловьева и многих других вещателей, вот только никакой статистики соцопросов, достоверного большинства или какой-либо косвенной статистики политической обстановки в России сейчас нет. Существует популярное мнение среди социологов, что во время крупных конфликтов или войн, люди перестают говорить правду, которую думают, и стараются угадать правильную правду того, кто их спрашивает. Такой эффект наблюдается и в спокойное время, но там это лишь погрешность результатов, а во времена конфликтов такая погрешность разрушает статистические данные.

К тому же в авторитарном государстве, где сейчас за неправильное мнение высказанное не в тех местах можно уехать на зону на семь лет, люди куда больше склонны либо вообще не отвечать на вопросы, либо отвечать так, чтобы их точно не тронули. Вот начал ругаться чиновник, что люди мало Z на машины не клеят, а они ответили, что опасаются за сохранность имущества, ведь могут и окна побить, и машину поджечь. И тут же люди говорят: народ-то совсем не согласен с властью, власть, вон, даже боится.

Вот только это чушь. И в начале войны были радикальные акции протеста, а потом при мобилизации поджигали военкоматы. Радикалы есть всегда, в случае резкого изменения конфликтности в обществе, радикалы активизируются и совершают различные действия, которые кажутся обществу недопустимыми в спокойное время. И чаще всего такие акции крайне разовые, ну не поджигает никто военкоматы регулярно. Такие поджоги исчислялись десятками на всю страну, в лучшем случае парой сотен.

А значит, людей, которых «боится власть», практически не существует. Это один-два человека тысяч на сто-двести. И если такие люди находятся, будет ли это означать, что общество восстает против Путина? Нет! Достаточно ли этого для того, чтобы люди боялись, что подожгут именно их машину, да. В конце концов, государственные репрессии работают так же: бьют нескольких, чтобы боялись миллионы.

Ситуация такая же, как при терроризме. Взрывное устройство в метро убивает шестнадцать человек, ранит сотню, пугает миллионы. Я была в Питере, в 2017 году, когда в метро прогремел взрыв. Честное слово в тот день я даже не пользовался метро, но город быстро сообщил, что что-то произошло. Все испугались, начали заказывать такси и пользоваться машинами, образовались пробки, люди в центре не могли попасть домой на окраину и многие предлагали им остановиться на ночь в чужой квартире. 

Значит ли это, что Россия наполнена террористами? Нет! Радикализм - это не массовая штука. Выводы делать на основании таких вещей невозможно. На самом деле мы вообще сейчас, как слепые котята, не представляем куда движемся и кто нас поддерживает, а сколько людей на стороне против нас.