Почти две сотни стран пытались принять итоговое заявление с формулировкой об отказе от ископаемого топлива. Не смогли.

Взамен получилось родить нечто под названием "транзит от ископаемого топлива" и никто точно не понимает, что это. Как он будет происходить, в течение какого времени и кто заплатит. Среди приемлемых для использования технологий, которые упомянуты в итоговом тексте, есть CCS (улавливание и хранение CO2) и атомная энергия. Это плохо, потому что и то, и другое ведет к неэффективности и более медленному отказу от ископаемого топлива. Плохая новость тут и для прав человека, и для коренных народов - будет еще больше проектов по добыче ископаемого топлива, что означает большее количество нарушений прав местных сообществ, на территории которых ископаемое топливо будут добывать.

В общем, надеялись до последнего на четкое послание об уходе от ископаемого топлива, а получили ни рыбу ни мясо о каком-то транзите. Еще и с поддержкой технологий, которые мешают борьбе с изменением климата и отвлекают большие финансовые средства.

CCS - продукт лоббирования индустрии ископаемого топлива, которой надо продолжать жечь это топливо как можно больше и дольше. Атомная промышленность также полоббировала на славу. Что в результате? Выигрывают корпорации всех стран из сектора традиционной дорогой и опасной энергетики. Могло ли быть иначе после того, как председателем COP28 назначали главу крупнейшей нефтяной компании Эмиратов? Как видите, никакой конкуренции между корпорациями ископаемого топлива и атомной энергетики нет (и быть не может, они заодно).

Сектор возобновляемых источников энергии тоже получил поддержку - около 120 стран сказали, что утроят долю возобновляемой энергии к 2030, это здорово. Но для спасения климата нужно, чтобы этот сектор толкали вперед, а остальных оставили позади. Председательство Арабских Эмиратов и лоббисты гарантировали, что все остались в равных условиях. Для грязного бизнеса сохранение статус-кво это победа. Для климата - скорее поражение.

Хорошо, что наконец учредили Фонд потерь и ущерба, из которого развивающиеся страны смогут получать деньги на преодоление последствий изменения климата (ураганы, наводнения, засухи и пр). Но объем средств там сейчас 700 с чем-то млн долл, а реально нужны пара-тройка сотен млрд.

Нельзя сказать, что на COP28 вообще ни до чего не договорились, но в главном - скорее разочарование. Хотя вот тут некоторые говорят, мол, важный сигнал о транзите от ископаемого топлива. Ну пусть будет сигнал.

Оригинал