Член Совета Федерации Маргарита Павлова добавила к и без того загруженному темой демографии информационному пространству вот такую фантастическую мысль: «нужно перестать ориентировать девушек на получение высшего образования. Нужно перестать плодить количество молодых людей с высшим образованием, которое ни к чему не приводит. Они либо начинают работать по другим специальностям, либо еще что-то, а потом этот поиск себя затягивается на долгие года, и упускается детородная функция». Естественно, это мгновенно вызвало реакцию и потом она оправдывалась каким-то смещением приоритетов, но принципиально это ничего не поменяло.

Читая постоянно от разных спикеров перлы о демографии, на удивление, что-то необычное я услышала только от Володина: «У нас комитет по вопросам семьи, женщин и детей. А где мужчины?» — он там конечно много чуши нанес про традиции и ценности и что-то про СССР и женские комитеты, но произнес ключевое слово, в кои-то веки на повестке демографии появились мужчины. Некоторые феминистки возмутились идее переименовывания комитета материнства и детство в комитет отцовства, материнства и детства, но, давайте честно, если отфильтровать речь Володина от того, что вызывает рвотные позывы: вообще-то да, у детей есть отцы. Детство не должно идти в связке с материнством. Оно должно идти в связке с родительством.

Потому что в абсолютном большинстве случаев разговоры крутятся вокруг того, как бы так поменять женщин, чтобы они резко захотели рожать. Может, дело в высшем образовании, может в приоритете карьеры? А может, дело в том, что больше трети детей воспитываются матерями одиночками, и если у женщины не будет карьеры, то есть ее ребенок не будет вообще? Может, дело в том, что в стране огромные долги по алиментам и никакого контроля за неплательщиками? Может, отсутствие желания рожать в двадцать лет у женщин связано с тем, что нет вообще никакого доверия к мужчинам?

Конечно, нет. Вернее, да, это тоже важный фактор, но сейчас женщины, что в отношениях, что без, не хотят рожать, потому что идет война и кошмарная нестабильность вкупе с аховым экономическим положением. Но чисто ради разнообразия, может, сместить фокус внимания и, кроме выведения препаратов для медикаментозного аборта из свободной продажи, устроить какой-нибудь рейд по алиментщикам? Ну или, если мыслить в категориях идиотизма, которым шпарят чиновники: выдать законопроект, который принудит каждого двадцатилетнего мужчину иметь работу. А что? Им-то надо на карьеру ориентироваться и детей кормить.