Выступление Путина на пленарной сессии Всемирного русского народного собора «Настоящее и будущее Русского мира» по существу является его политической платформой для внутренней российской аудитории. В речи не прозвучало ничего принципиально нового, но все обстоятельно и подробно сказанное показывает: именно в этой реальности Путин существует, именно так он видит будущее России, именно такую страну он хочет построить и будет строить.

Выступление Путина показало, на какую аудиторию он опирается сейчас как наиболее массовую, с какой намерен не только взаимодействовать, но даже заигрывать, какую намерен одобрять в ее планах и поощрять в ее действиях. Путин действительно так видит направление развития государства, такой Россией он намерен управлять. Образ России Путина – это Российская империя в XXI веке. 

Этот образ является прямой идеологической цитатой из печально знаменитой государственной идеологии Российской империи: теории официальной народности графа Сергея Уварова, министра народного просвещения (1833-1849) в правление Николая Первого, известной под кратким названием «Православие. Самодержавие. Народность».

«Углубляясь в рассмотрение предмета и изыскивая те начала, которые составляют собственность России (а каждая земля, каждый народ имеет таковой Палладиум), открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить — имеем мы три главных: 1) Православная Вера. 2) Самодержавие. 3) Народность», — написал Уваров Николаю Первому в докладе при вступлении в должность министра народного просвещения «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения» (19 ноября 1833 года).

Доктрина и девиз «Православие, Самодержавие, Народность» появилась как идеологический антитезис доктрине и девизу Великой французской революции «Свобода, равенство, братство». Нельзя не вспомнить, что в начале XX века, после колоссальных общественных потрясений, в том числе давки на Ходынском поле (1896) и революции 1905-1907 годов, прямыми последователями идеологов «теории официальной народности» стали черносотенцы.

Путин как государственный деятель идет фактически не по пути часто поминаемых им Александра Невского и Петра Великого, а по пути Николая Первого – одного из самых реакционных правителей Российской империи, начало которого стоит в крови Сенатской площади 14 декабря 1825 года, долгое правление которого подавило ростки свободы и отбросило Россию на треть века назад.

Реинкарнация государственной идеологии Российской империи XIX века в начале XXI века будет служить той же цели, что и два века назад: формированию покорности народа и сохранению личной власти. С помощью этой теории можно конструировать политические мифы и манипулировать обществом, создавать и эксплуатировать общественные комплексы, проводить «выборы» и организовывать политические репрессии против несогласных. 

Использование доктрины «Православие, Самодержавие, Народность» означает опору на самые архаичные, консервативные, реакционные, националистические и во многом радикальные группы российского общества, создание пространства для самовыражения и самореализации этих групп. С помощью этой доктрины можно обеспечить себе пожизненное правление как фактическому императору.

Но с помощью этой доктрины невозможно сделать главное – создать современную страну и сделать ее успешной.

Оригинал