Я в "Мемориале" тридцать пять лет и думал, что меня уже ничто удивить не сможет. Однако вчера меня удивили, причем дважды.

Но сначала - минута рекламы, она же присказка. Сейчас многие ищут свои корни и увлекаются генеалогией. И вот потомки красноярских латгальцев обнаружили в родословной зияющие дыры. Старые люди говорили - да, был такой, куда-то делся, куда - не знаем. Гугл же этих людей быстро нашел на нашем сайте - они были арестованы во время Большого террора в рамках национальных операций НКВД. На нашем же сайте узнали о том, что эти национальные операции вообще были, как они проводились и т. д., и составили таблицу в "Экселе", где расположили этих людей сначала по алфавиту, потом посмотрели по датам ареста, населенным пунктам и т. д. и т. п. Пазл у них сложился, но не совсем. Но это уже не присказка, а сказка.

Старые люди говорили, что вообще-то они раньше жили в Креславке Краснотуранского района, но потом как-то решили и почти всем селом перебрались в Борлок Емельяновского района. Для крестьян это вообще-то очень странное решение - бросить землю, хозяйство и податься в другое место. Они один раз уже делали, но из-за безземелья, когда по столыпинской реформе уехали в Сибирь. Но теперь-то?

Говорят, это произошло в зиму 1937-1938 года. Старые люди были тогда детьми, и причины этого они не знают. Да, вот снялись всем селом, прошли со всем скарбом шестьсот километров. Что-то говорили, что вроде костел закрыли, что в соседнем Алгаштыке, тоже латгальском, что-то такое происходило, из-за чего пришлось сняться.

А в соседнем Алгаштыке в это время проходили аресты латгальцев - районное НКВД выполняло план по латвийскими шпионам. Да и в Креславке тоже несколько человек арестовали. Почему жители Креславки решили, что в Емельяновском районе их не тронут - не знаю. Но вот собрались и ушли. Я о таком слышу впервые, честно говоря.

Борлок - тоже латгальское село. И, судя по нашей книге памяти, в этом селе был арестован всего один латгалец. Как рассказывают старые люди, в Борлоке и местные, и бывшие креславские мужики с осени 1937 стали на ночь уходить в тайгу, а НКВД имело привычку приходить именно по ночам. Как-то они пришли не ночью, их встретили с ружьями в руках, и они ушли обратно, и это понятно: во время Большого террора брали где поближе и побыстрее, возиться с целым вооруженным селом было некогда. Вот так и дожили до "оттепели" 1939 года.

История удивительная - как переселением целого села на полтыщи километров (сейчас Креславка не существует), так и вооруженным отпором (отсутствию которого, помнится, удивлялся Солженицын). Пока что все сходится - в Борлоке арестован всего один латгалец (и двое русских), в Креславке и Алгаштыке значительно больше, и на сайте есть не одна история о людях, переселившихся из Креславки в Борлок, но, замечу, исход из Креславки был и в начале тридцатых, когда сняли "табу" на раскулачивание и выселение "нацменьшинств", и стали раскулачивать латышей, латгальцев, эстонцев, которых до этого не трогали. В это время кто-то и "самораскулачился" и уехал, например, в Красноярск. Но вот этот исход - именно 1937 года, потому что старые люди, которые детьми попали из Креславки в Борлок, рассказывают и о закрытии костела, которое произошло в феврале 1937 года.

В общем, есть чем заняться. История интересная, но надо ее проверить как следует.

Оригинал