Более десяти лет наблюдаю за системой видеонаблюдения на выборах и с уверенностью могу сказать, что сейчас она стала максимально имитационной. То есть система видеонаблюдения в отчетах и презентациях есть, но получить видео с участков по итогам выборов почти невозможно. Допускаю, что речь идет только о Псковской области и эта аномалия существует только в нашем регионе, поэтому расскажу подробнее.

Старожилы помнят, что впервые технология появилась в 2012 году на президентских выборах. Произошло это после повсеместных митингов по итогам выборов в Госдуму 2011 года, которые на тот момент считались запредельно нечестными. И это был ответ государства, мол, теперь вы лично можете следить за процессом.

И тысячи неравнодушных людей следили. При этом доступ к видеокамерам был возможен для любого человека. Я помню, что у меня на компьютере в тот день работал скрипт, который записывал видео сразу с нескольких участков для дальнейшего анализа в случае подозрений на фальсификации. А вообще системой видеонаблюдения воспользовались более трёх миллионов человек, что можно признать достаточно высоких уровнем.

Потом я участвовал в системе видеонаблюдения за выборами 2021 года в Госдуму. Меня тогда с этих выборов как кандидата законом обратной силы сняли, но я попросил дать мне доступ к наблюдению у Артура Гайдука. Доступ реально был, но только смотреть разом можно было всего за одним участком и только внутри своего региона, а участков у нас в регионе было более 600 штук, плюс в системе отсутствовала перемотка, а доступ к камерам давался запредельно ограниченному количеству людей – только кандидатам и только партиям, участвующим в выборах в Госдуму. И как понимаете, без перемотки видео и при доступе только к одной камере для ограниченного количества лиц при трёхдневном голосовании всё это теряло смысл с точки зрения реального надзора за процедурой выборов.

Да и реальный, а не имитационный контроль за выборами сейчас, как я вижу, делают в регионе только две партии – КПРФ и Псковское «Яблоко». Т.е. если бы даже эти две силы напряглись, то могли бы закрыть через видеоконтроль максимум четыре-шесть участков, а это менее 1% от существующих в регионе участков… Т.е. ночью при трёхдневных голосованиях на 99% участков могли происходить волшебства, а это даже проконтролировать не получилось бы.

Поэтому я неоднократно участвовал в составлении заявлений в избирком Псковской области на предоставление видеозаписей по проблемным случаям. Но на все наши заявки мы ни разу не получили видеозаписи, а были только отписки.

И вот на неделе по косвенным ответам избиркома я понял, что они ни разу не удовлетворили ни одной заявки партии на предоставление видео с участков по итогам жалоб. Зато избирком признал, что жаловались всего две партии. Про них я как раз выше и писал.

В версии ИКПО причиной неоднократных отказов было то, «что поданные запросы от партии «КПРФ» и «Яблоко» не соответствовали форме направления запроса, указанного в Порядке применения средств видеонаблюдения. С порядком вы можете ознакомиться на сайте http://pskov.izbirkom.ru/ в разделе документы».

Но это похоже на версию из анекдота про невозможность купить туалетную бумагу даже при чрезмерных и неоднократно выполненных требованиях... При этом анекдот про туалетную бумагу является гиперболой на советский тотальный дефицит, а ответы ИКПО я читал лично.

При этом был один случай, когда избирком пересмотрел свою практику, напоминающую использования 51 статьи Конституции. В прошлом году кандидат от Псковского «Яблока» судился с избиркомом по ситуации на участке 110 и 115 в Великих Луках (дело 33а-2044/2022 в областном суде), где у истца были основания подозревать комиссию в несанкционированном ночном доступе в сейф, так как на сейфе отличались пломбы перед вечерним закрытием и открытием на следующий день. Плюс истец считал, что на сейф-пакетах не использовалась индикаторная лента, что позволяло незаметно открывать и закрывать пластиковый пакет.

И по запросу суда избирком предоставил видео с участка, но его невозможно было использовать для анализа происходящего - там была обнулена дата и время, плюс видео было не в полном объёме.

 

Так что повторю ещё раз: в прошлом и позапрошлом году видеонаблюдение на избирательных участках Псковской области ни разу не позволило подтвердить или опровергнуть претензии участников избирательного процесса, при этом представителем избиркома в суде зафиксировано отсутствие технической возможности предоставления видеозаписи в полном объёме.

Думаю, такая же имитация по вопросам доступа к видео после выборов ждёт нас и в этом году.

PS. И это всё равно не причина оставаться дома в день выборов. Просто если выборы совсем безальтернативные и больше напоминают аккламацию, вроде губернаторских в большинстве регионов России, то всегда есть возможность поставить кресты напротив каждого кандидата и выразить свою позицию на эту процедуру.

Но в этом году могут пройти и альтернативные муниципальные выборы в десяти районах.

И повторюсь: если вы не занимаетесь политикой, то сначала она заглянет вам в кошелёк и сделает вас беднее, а потом придёт к вам электронной повесткой и внесёт существенные изменения в вашу жизнь независимо от вашей аполитичности.