Непредсказуемая жизнь свела меня с людьми, предшественники которых жили в одном городе - Двинске, нынешнем Даугавпилсе, - с семьей моего прадеда по линии мамы, Лейбы-Вульфа Беркала, убитого нацистами в 1941 году.

Маркус Сторч - инженер, промышленник, общественный деятель - получил шанс на жизнь и появился на свет в Швеции в 1942 году, потому что его отец, Гилель Сторч, смог бежать от неминуемой гибели из Латвии в Швецию и посвятил годы жизни спасению евреев от Холокоста, а также увековечению памяти участников еврейского сопротивления нацизму. Неоднократно ответом на его требования и мольбы о помощи было молчание, но Сторч проявил настойчивость, не отчаялся и продолжал стучаться во все двери. Фильм о его судьбе впервые представили публике в начале нашей церемонии.

В 2017 году Маркус Сторч учредил премию памяти отца, которая присуждается за гуманитарные достижения в демократической политике. В конце прошлого года Фонд известил меня, что премия за 2022 год присуждена мне. 7 мая в Стокгольме я увидел семейство Сторч и членов правления созданного им Фонда. 8 мая прошла очень чувствительная церемония. Все поколения семьи Сторч отдавали время своей жизни служению обществу.

Финансовая часть премии по моей просьбе перечислена Фондом Сторча в Фонд AdVita, помогающий тяжело больным жителям России с получением высокотехнологичного лечения, в основном от онкологических заболеваний, в том числе с проведением операций по пересадке костного мозга в Германии и России. Среди подопечных Фонда есть дети, пациенты НИИ им. Раисы Горбачевой и жители Псковской области. Я признателен Катерине Гордеевой, которая рекомендовала мне именно Фонд AdVita для передачи финансовой части премии.

После возвращения в Россию мы с Жанной пришли в Петербургский офис Фонда AdVitа и несколько часов провели в разговорах с его изумительными сотрудниками. Елена Грачева переводила нас из комнаты в комнату, и в каждой нас ждал рассказ о подвижничестве профессионалов своего дела.

 
 
 

Не могу не сказать, каким было мое потрясение в Стокгольме, когда Маркус Сторч спросил меня, почему средства премии переданы именно Фонду AdVitа на лечение онкологических больных и пояснил, что его и Гиллелы Сторч сын умер от рака в молодом возрасте, после чего Маркус основал еще один свой фонд - имени сына, из средств которого он финансирует три пересадки костного мозга в месяц. В то время, когда сын Маркуса и Гуниллы болел раком, такие операции были недоступны.

Дмитрий Муратов, когда узнал о присуждении премии и передаче ее финансовой части в Фонд AdVita, сказал мне, что «мы - только аватары наших премий», а предназначены они всему обществу. Я чрезвычайно признателен Фонду Сторча за возможность помочь подопечным Фонда AdVita.

Благодарю «Новую газету» за публикацию полного текста моего выступления в Стокгольме. Фонд и премия Гилеля Сторча помогли мне сформулировать выстраданные мысли, от которых невозможно уйти сегодня ни одному человеку, у которого есть разум и понимание ценности жизни.

Сердечно благодарю всех, кто поздравил меня с присуждением премии и поддерживает усилия по достижению мира.