Одними из первых последствий принятия законов о «цифровом военкомате» и «электронных повестках» стал исход многих молодых людей из электронных сервисов, в частности, удаление аккаунтов на сайте Госуслуг. Думаю, что последствия могут быть множественными и коснутся также банковских счетов и других эффективных сервисов. Люди будут уходить в тень во всех смыслах слова.

Сохраняя и усиливая призывное крепостничество с использованием электронных технологий, государство выдавливает из пространства современной коммуникации молодых людей, наиболее склонных к тому, чтобы пользоваться цифровыми сервисами, и лично заинтересованных в этом.

Так происходит, когда регрессивная политика государства пытается поставить себе на службу современные инструменты прогресса. Тот, в чьих руках оказываются технологические достижения, определяет последствия их применения.

Цифровой ГУЛАГ в первую очередь ГУЛАГ, а потом уже цифровой. Технологический прогресс на службе у политического регресса приводит к более изощренной репрессивной практике, а не к развитию.

Итогом крепостнических цифровых новаций при культивировании всеобщей воинской повинности будут историческое отставание страны и провал в предшествующую политическую эпоху, реанимацию которой пытаются провести с помощью цифровых технологий.

Невозможно идти в будущее с головой, повёрнутой в прошлое. Потери будут огромными в первую очередь в людях, в историческом времени и, в конечном итоге, в самих технологиях. Крепостной труд не приводит к прогрессу.