Я летела из Стамбула в Дубай, и рядом со мной оказался русский парень. Он летел в Бангладеш из Новосибирска. Сам из Сибири, но работает по всему миру, сейчас вот строит атомный реактор в Южной Азии. АЭС «Руппур» возводят сотрудники «Росатома». Там по меньшей мере сегодня 1500 человек из РФ. Местное население привлекают в основном к неквалифицированной работе из серии принеси-подай, забей вот здесь гвоздь, а сюда залей бетон. Все инженеры, прорабы, электрики, бухгалтеры — русские.

Дома мой попутчик не был несколько лет: сначала этому мешала эпидемия короновируса, а затем — война с Украиной. Дешевле было вывезти родителей в другую страну и самому туда приехать, чем попасть на перекладных в Сибирь. Для примера, один только билет на чартерный рейс из Дубая в Новосибирск стоил парню 109 тысяч рублей, и это без багажа. А в ОАЭ из Бангладеша он летел через Индию. В общем, долго, сложно и дорого.

— А потом была мобилизация. Из моего отдела не вернулись из отпусков примерно 10% сотрудников. Они поехали домой, и там им вручили повестки. И сразу отправили: они же и в электронике, и в механике, и в строительстве — во всем шарят. Для нашей армии — это лакомый кусочек. Вот мы и перестали ездить домой. Тут пока затишье, решил слетать. Вот успел удрать до новых повесток, — поделился новый знакомый.

Оказалось, что работа в «Росатоме» не дает автоматическую бронь от мобилизации, ее получают только наиболее важные специалисты, занятые в «оборонной» части корпорации или занимающие ключевые должности. Поэтому, по словам попутчика, сейчас все попытались перевестись куда угодно, в какие угодно условия хоть в +47, хоть в –52 градуса, лишь бы подальше от России.

Одновременно с этим почти в 40 регионах опять военкомат разносит повестки. Якобы для сверки информации, чтобы не повторить ошибки мобилизации 2022-го, когда призывали абсолютно всех: и больного, и многодетного, и отцов-одиночек. Одновременно с этим регулярно появляется информация об отзыве брони у некоторых сотрудников заводов, которые работают на оборонку. К чему это все — пока не ясно.

От наших властей можно ожидать что угодно. Даже если это не является логичным, даже если это в ущерб всему: населению, экономике, международным отношениям.

Недавно прочитала интервью с военным историком Ильей Мощанским. Он предполагает, что «руководство страны пытается лавировать, оно хочет использовать военный конфликт для развития национальной экономики, как в свое время США использовали Вторую мировую войну для развития социальной экономики, и, быть может, мы увидим российский квадрокоптер (вроде их уже стали выпускать), собственный компьютер и даже сотовый телефон, который мы не выпускали никогда».

Но как-то все равно не вяжется, потому что при нынешней политике и мобилизации 2022 года создается впечатление, что государство раскидывается квалифицированными кадрами. Не в обиду остальным мобилизованным, но в окопы отправляют такие головы, которые считаются штучным товаром. Например, только в Новосибирске из СО РАН в рамках мобилизации 2022 года призвали десятки человек.

Партия «Новые люди» подготовила законопроект об отсрочке для кандидатов и докторов наук, но правовое управление Госдумы не поддержало, хотя многие депутаты открыто заявляли, что это необходимо.

«Если мы как страна хотим развиваться, восстанавливать технологический суверенитет, ученых надо поддержать. Пусть спокойно работают на благо страны, ведь их разработки в итоге двигают вперед всю экономику», — написала в своем телеграм-канале депутатка Сардана Авксентьева.

«В случае отклонения законопроекта утечка мозгов из России будет нарастать», — заявил депутат Михаил Матвеев.

Очень хочется верить, что у руководства страны есть какая-то стратегия и цель, и что в действительности все не так, как кажется. Но почему-то пока это все представляется, как взрослые дяди решили поиграть в войнушку. Только виртуальная реальность им надоела и они перешли в офлайн. И в действительности никого не интересуют ни люди, ни будущее страны.