В Праге прошла конференция «Интернет без границ: конференция и хакатон против войны, пропаганды и цензуры». За последнее время это тот редкий случай, когда увидела реальное обсуждение важной проблемы. Сегодня есть достаточно большое количество иносми и тг-каналов, которые дают альтернативную российской пропаганде информацию. Но, со всем моим уважением к авторам этих изданий, по большому счету их читают либералы, которые преимущественно уехали из страны, и коллеги. На конференции озвучивали цифры, что потолок этой аудитории 30 миллионов человек. Простой Ванька из Сибири или Дальнего Востока даже названия таких СМИ не слышал, не говоря уже о том, что не читал.

Чуть ранее в той же Праге на ежегодном кинофестивале Jeden svet (Один мир) состоялась премьера беларусского документального фильма Motherland («Родина»), снятого Александром Михалковичем и Анной Бодяко. Лента начинается с рассказа о дедовщине в беларусской армии, затем речь идет о протестах 2020 года, подавленных этой армией, и заканчивается войной, которую ведет эта армия. Сильное документальное кино о бессмысленном насилии, раздавливающем конкретных людей. Фильм не оставляет равнодушным никого.

Кадр из фильма «Родина» Александра Михалковича и Анны Бодяко

«Белорусские режиссеры Анна Бодяко и Александр Михалкович, — дается в описании к полнометражному документальному фильму, — создали масштабный фильм, который выходит далеко за пределы страны и анализирует постсоветское состояние с точки зрения, которое редко можно увидеть: с точки зрения молодежи. Сцена, где заключенных освобождают посреди ночи после демонстрации, ошеломляет своей молчаливой эмоциональной насыщенностью. Благодаря отличной операторской работе и глубокому знанию культуры, „Родина“ — один из тех редких фильмов, которым удается запечатлеть решающий момент в истории, пока она еще разворачивается». Неудивительно, что сейчас этот фильм показывают во многих европейских странах.

А В Грузии показывают тем временем еще один обязательный к просмотру документальный фильм — «Дом из заноз». Кстати, он был номинирован на премию «Оскар». Его снял датский кинорежессер Симон Леренг Вильмонт. Эта лента рассказывает о том, как на Украине на линии фронта выживает детский дом: «Главные герои этой истории — группа социальных работников, которые делают все, чтобы помочь старикам, больным и сиротам, которые оказались в зоне ожесточенных боевых действий».

В Варшаве на выходных транслировали документальный фильм «Травма Свидетеля» режиссерки Таи Зубовой, рассказывающий о людях открыто выступающих против войны в Украине и вынужденных бежать из России. Это обычные люди: журналист, менеджер, антрополог и волонтер, без больших сбережений и полезных связей. Их снимали в Стамбуле в тот момент, когда они находились в пограничном состоянии: когда вернуться уже невозможно, а нового дома еще нет.

И таких документальных фильмов сегодня уже достаточно. Но их показывают тем, кто и так осознает весь ужас происходящего. В России эти ленты, за исключением оппозиционеров, вряд ли кто увидит. После начала военных действий большинство программ и фестивалей, связанных с европейским документальным кино, свернули. Посмотреть эти документалки в интернете почти нереально: блокировка сайтов (большинство россиян не пользуются VPN.) или платный контент, который оплатить картой российского банка невозможно.

На конференции «Интернет без границ» многие спикеры говорили о том, что нужно искать новые площадки и новые формы подачи информации. Но почему для начала не придумать, как сделать доступными эти и другие документалки простым россиянам.

Предложить не только новости в тг-каналы, но и видеоконтент. Россия давно уже не читающая страна, а страна смотрящая.