Поприсутствовал в гарнизонном военном суде, где псковичке был вынесен приговор по террористической и экстремистской направленности (ч. 2 ст. 205.2 и ч. 2 ст. 280 УК РФ). Никоим образом не одобряю действия осужденной, но хотел ее морально поддержать, т. к. знаю, что она искренне переживает за происходящее в стране. И знаю ее с положительной стороны, когда она, работая на муниципальном предприятии отказывалась участвовать во всяких праймериз и принуждениях хождения на выборы в нужные дни. Т. е. редкий случай, когда человек открыто говорит системе НЕТ на принуждение ходить строем.

Но хочу сделать акцент на известной фразе, которую мы в основном слышим в иностранных фильмах, когда задерживают человека: «Вы имеете право хранить молчание. Все, что вы скажете, может быть использовано против вас».

На суде еще раз увидел эту ситуацию в реальности, когда гособвинитель акцентировал внимание на протоколе допроса подозреваемой в день ее обыска, который прошел еще в середине прошлого года. Т. е. был использован «против вас» почти через год.

И пусть обвиняемая вчера и говорила, что протокол допроса был сделан с участием назначенного государством адвоката, которого она считает заинтересованной стороной, и что она после утреннего обыска ничего полдня не ела, и что она хотела просто побыстрее все закончить. И что она вообще не использует в своей речи словесные обороты, которые были зафиксированы в протоколе, т. е., по ее словам, протокол был полностью составлен не ей, но судья задал достаточно корректный вопрос: фиксировала ли она в протоколе, что не согласна с ним? Нет. Значит, все сказанное в день обыска или при задержании, когда человек находится в максимально стрессовом состоянии, может и будет использовано против вас.

И тут дело не в каком-то особенном российском правосудии (хотя к нему большие претензии), а это в целом работа правоохранительных органов во всем мире, которые по большей степени, если они возбуждают дело, то видят в подозреваемом субъекта, которого нужно осудить. Возможно, дело в палочной системе и профессиональной деформации.

И в силу большого опыта давления на меня со стороны т. н. правоохранительных органов дам универсальный совет: лучшее, что вы можете сделать в момент составления на вас протокола, если считаете себя невиновным, то это промолчать по всем пунктам, которые касаются вас или ваших родственников. К счастью, пока осталась 51-я статья Конституции, которая реально работает.

И чтобы вам не рассказывал следователь или назначенный государством адвокат, что это все формальности, что сейчас составим протокол и вы будете свободны… Нет! Все сказанное вами, скорее всего, будет использовано против вас.

А если дело дойдет до суда, то там уже, посоветовавшись с адвокатом, и расскажете, что и как было. В конечном итоге именно суд будет принимать решение о вашей ответственности в содеянном. И лучше суду, а не следователям предоставить максимально взвешенную позицию о произошедшем.