На фото место, откуда шел эфир «Дождя» из Грузии. Теперь место пустует.

 

Основательницу российской организации «Насилию.нет» Анну Ривину не пустили в Грузию, хотя последние несколько месяцев она жила там. Анна прилетела из Армении и ждала решения пограничников около трех часов. Такие заминки были и раньше, но на этой раз ее депортировали обратно в Ереван. Погранслужба ограничилась отказом с графой «иное», то есть о том, что послужило поводом, можно только догадываться. Напрашивается вывод, что связано это с тем, что 10 февраля в России ее признали иностранным агентом. По версии официальных властей, она «распространяла негативную информацию о деятельности госорганов», а также Минобороны России.

На самом деле, для Грузии это довольно частое явление. Два месяца назад я прилетела в Тбилиси из Еревана и меня сравнительно долго держали на паспортном контроле. Смутила пограничников американская виза. В итоге сначала позвали одного начальника, потом другого. Уточнив, что я делала в США и остался ли у меня кто-то в России, меня все-таки пустили. А когда я улетала из Грузии в Турцию самолет задержали, потому что готовили документы на восемь граждан РФ только что прилетевших. Им не дали возможность даже купить воды, сразу купили билеты обратно. При этом тем, кто летел со стыковкой в Стамбуле, билеты приобрели прям до исходной точки.

Так получилось, что я летела рядом с этими ребятами. Все два часа полета мы пытались понять, кого и почему не пустили. В аэропорту Стамбула сопровождающий депортированных выдал документы. Вот несколько причин: новый паспорт, паспорт, в котором нет штампа о выезде из России (у человека два заграничных паспорта). Одному молодому человеку отказали во въезде несмотря на то, что у него в Тбилиси зарегистрирован бизнес и был годовой договор аренды. Грузин смутило, что он выезжал в Россию аж на две недели. Его партнер по бизнесу уезжал вместе с ним, вернулся через два дня.

Мои друзья, которые живут в Сакартвело уже несколько лет говорят, что Грузия сама до конца не понимает, как вести себя с россиянами. С одной стороны, власти боятся, что они могут повторить судьбу Украины, поэтому оказывают поддержку Незалежной. Но при этом бояться пускать к себе сильно много либералов и оппозиции из России, особенно тех, кто в открытую высказываются против войны. Как ни крути, а с РФ их связывают товарно-денежные отношения. Наша страна — второй по значимости партнер. В ноябре-январе Грузия экспортировала в РФ более 67 тыс. тонн натуральных вин (свыше $150 млн), более 57 тыс. тонн ферросплавов на сумму свыше $108 млн, более 4,6 тыс. легковых автомобилей (более $65 млн), более 10 тыс. тонн спиртных напитков (более $53 млн), почти 85 тыс. тонн минеральных и пресных вод (около $47 млн). А убытки, которые страна понесла, когда был запрет на ввоз грузинских вин в Россию, все помнят. Рисковать власти не хотят, поэтому пытаются не вызывать лишний раз недовольство Кремля.

С другой стороны, ни для кого не секрет, что многие оппозиционно настроенные СМИ и журналисты сейчас живут в Грузии. И это тоже заставляет тревожиться местные власти. Они боятся манипуляции массовым сознанием и изменений во внутренней информационной политике. Поэтому все чаще возникают вопросы к активистам, иноагентам и журналистам. В числе тех, кто не смог пересечь границу Грузии в прошлом году, например, оказались журналистка издания «Проект» Екатерина Аренина, активистка Pussy Riot Вероника Никульшина (внесена в реестр СМИ-иноагентов), менеджер «Медиазоны» (внесена в реестр СМИ-иноагентов) Гала Латыговская, редактор подкастов интернет-издания «Холод» (СМИ, признанное в РФ иностранным агентом) Алексей Пономарёв, журналист канала «Дождь» Михаил Фишман и другие.