Потому что страна-победительница нацизма такой быть просто не может, она занимает роль в противоположном лагере и историей Второй мировой как будто защищена от нацизма, как священным щитом. Хотя, это, конечно же, не так, хотя, Великая Победа сыграла с СССР злую шутку, заслонив и закрыв то, что должно было быть проработано. Депортации, этнические чистки, повсеместный антисемитизм. Пока одни страны во второй половине XX века прорабатывали историю расовой и национальной дискриминации, Россия как бы получила освобождение от этих уроков. Поэтому сегодня мы имеем национализм на всех уровнях — и государственном, и бытовом. Национализм, который считается нормальным.

Я не буду говорить об ультраправых организациях и людях, которые напрямую носили и носят соответствующие символы, о погромах и убийствах десятых годов и полу- или совсем уж военных формированиях откровенно нацистского толка, потому что на это всегда можно ответить, что такое есть везде, и это правда. В Германии, во Франции, в Польше, в США, много где есть ультраправые националисты с крайне агрессивной повесткой и незаконными действиями. Другое дело, что не везде их с удовольствием приглашают во властные структуры, как это сделали, например, с Рогозиным, и уж тем более странно наблюдать как «денацификацией» Украины отправились заниматься люди со свастоном на нашивках. Но помимо этого в России не утрачивает актуальности повальный бытовой национализм.

Люди с российским паспортом и «неславянской внешностью», родившиеся на территории Российской Федерации сталкиваются с регулярными оскорблениями и насилием: их задерживает полиция, к ним повышено внимание со стороны силовых органов, элементарно, в очереди на «выборочную» проверку в метро вы с большой вероятностью увидите вереницу людей с Кавказа, калмыков, якутов, а не граждан с печатью великоросса на лице. Им традиционно не сдают квартиры, с ними чаще вступают в конфликты. Над национальными языками и обычаями принято смеяться, у людей — требовать говорить «нормально», то есть по-русски. К религиям относятся со смесью уничижительного высмеивания и подозрения (а к исламу просто со страхом).

Вот сейчас толпа каких-то активных гражданок в Кемерове требует признать местного раввина иноагентом, священную книгу «Тания» экстремистской, а религиозное иудейское течение «Хабад» запретить. По их мнению, там пропаганда исключительности и превосходства евреев над другими народами и «неполноценность неевреев». Интересный подход, вот только это можно вычитать в большом количестве религиозной литературы, в том числе в христианской, такие уж времена были. Активистки заявляют, что они совсем-совсем не против евреев, а просто за Россию. Ну да, ну да. Просто продолжают классические российские традиции подавления иудаизма и приписывания им всевозможных тайных культов и ритуалов. Это считается хорошим тоном, говорить «я не против, но» в отношение евреев, мусульман, людей из Средней Азии, вставьте нужное. Просто после этого «но» традиционно ставится такой зубодробительный нацизм, что смотреть страшно.