За 2022 год Россия побила еще один собственный рекорд, как всегда, сомнительный: мошенники увели со счетов россиян четырнадцать миллиардов рублей. И эта сумма состоит не из хитроумных хакеров, взламывающих банковские счета, большая часть случаев это так называемая социальная инженерия, когда человек сам переводит деньги, сливает по телефону важные данные: CVV код, коды из СМС и другие. Я нашла старый опрос Visa еще 2021 года. 54% людей называют привязанный к карте номер мобильного телефона, 10% — код из СМС, 9% —CVV-код, 7% — пароль приложения. В мире сливов баз данных и прозрачности, основной угрозой собственной безопасности все еще остается человек.

Почему так? И почему за последние несколько лет произошел такой рост мошенничества? Изменились люди или эта сомнительная сфера развивается и совершенствуется? На деле и то, и другое. Люди действительно изменились, а мошенники чутко отслеживают эти изменения. Работа мошенника — это ведь вам не лось чихнул. Давайте отделим мух от котлет: да, они редкостные мрази, но они редкостные и очень сообразительные мрази и этого у них не отнять.

Я по природе своей человек тревожный и на мошенников в своей жизни не попадалась. Я их просто боюсь до дрожи, поэтому, дую на воду и даже когда мне звонили из банка и просили какую-то информацию для одобрения ипотеки, я извела несчастную девушку вопросами о ее должности и потребовала ответить мне на входящий звонок на основной номер банка. Но надо сказать, несколько раз я сталкивалась со схемами, не отреагировать на которые мне было просто сложно. В день мне поступает в среднем около пяти звонков с незнакомых номеров. В большинстве случаев это реклама, чаще роботы, иногда холодный обзвон, но стабильно раз или два в неделю мне звонят мошенники.

Худший вид — это те, кто представляется сотрудниками МВД, полицейскими и другими государственными органами. Я не нашла статистику успешности каждой отдельной мошеннической схемы, но эта стала очень популярной и, видимо, рабочей. Почему? Да потому что тревога разлита в воздухе. У россиян итак врожденный страх силовых ведомств, а противостоять человеку, который сыплет на тебя статьями и подпунктами очень сложно. После того как я отбрила человека, который мне звонил, он начал мне угрожать заведением дела на меня. Это действительно страшно.

У тревожных людей понижается критичность мышления. Вернее, они начинают работать на эдаком уровне повышенной чувствительности, реагируя на каждую мелочь. В России 2022 года звонок из полиции или из военкомата — это очень опасная вещь, а кроме того вокруг происходит очень много событий, которые люди плохо понимают. Ну, например, одной моей знакомой позвонили «из банка» с объяснением, что из-за санкций наложенных на банк теперь они перемещают деньги на «новые» счета пользователей чтобы этих шансов избежать. Знакомая, кстати, на схему повелась — спасло только то, что на счету у нее было рублей четыреста, невелика потеря.

Средний портрет жертвы мошенников в 2022 году — мужчина 25-44, средний доход, среднее образование. Не пожилые люди, которые чаще всего приходят на ум, а вполне молодые и довольно погруженные, так скажем, в социальный контекст, ребята. А еще, самая уязвимая группа современности. Страх плохо вяжется с высокой когнитивной деятельностью, сложно принимать разумные решения, когда жизнь идет о твоей, допустим, свободе или безопасности.