Наблюдая за выборами в Берлине, лично я обратил внимание на три вещи.

Берлинцы (судя по всему, и все немцы) не очень расположены рассказывать окружающим о своем волеизъявлении. Держат в секрете, на что, конечно, они имеют законное право. Есть как-никак тайна голосования.

Члены избирательных комиссии работают «на расслабоне»: нет никаких заданий сверху, плановых показателей по явке и «основному кандидату». И в таком расслабленном состоянии они находились, не смотря на то, что результаты предыдущих выборов были отменены с связи с серьезными организационными сбоями, исказившими, по мнению Конституционного суда Берлина, волеизъявление жителей города. В этот раз все прошло без таких сбоев, но члены комиссии все равно работали в спокойном режиме.

Зоркий глаз российского наблюдателя мог бы подметить много процедурных нарушений, если бы на немецких выборах применялись требования российского выборного законодательства. К примеру, на выборах в Берлине в качестве ящиков для голосования используются мусорные контейнеры. Но так как в Германии есть высокий уровень общественного доверия к выборам и их результатам, то нет необходимости в такой регламентации и детализации избирательных процедур.