Искусство всегда падает жертвой диктатуры (хоть пролетариата, хоть деградировавших элит), потому как в основе любой диктатуры лежит варварство, то есть отрицание культуры.

Министерство культуры РФ в лице заместителя департамента музеев и внешних связей Наталии Чечель направило директору Государственной Третьяковской галереи Зельфире Трегуловой письмо с требованием (!) до 6 февраля отчитаться (!) «по вопросу приведения содержания постоянных экспозиций и выставок Государственной Третьяковской галереи в соответствие с духовно-нравственными ценностями», изложенными в указе Путина от 9 ноября 2022 года «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

К «традиционным ценностям» в указе причислены, в частности, патриотизм, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд и приоритет духовного над материальным. Кроме того, там предписана необходимость борьбы с «деструктивными идеологиями», которые насаждаются в России действиями «недружественных стран». Вот борьба и началась. Как говорится, была бы галерея, а указ найдется.

Символично, что пресса сообщила о деянии Минпрачечной ровно в день рождения (1834) Сергея Михайловича Третьякова — брата Павла Михайловича и одного из основателей Третьяковской галереи, появившегося на свет 31 января. «Бывают странные сближенья», — написал как-то Пушкин.

Поводом для письма из прачечной в храм культуры стал донос одного из посетителей Третьяковки, некоего Сергея Шадрина, который усомнился в том, что экспозиция галереи соответствует государственной политике «по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Товарищ Шадрин «испытал глубокий пессимизм, ощущение пустоты и беспросветности», так как в залах галереи «находятся произведения, имеющие признаки деструктивной идеологии».

В частности, товарищ Шадрин обнаружил в залах советского (!) искусства второй половины XX века сцены «многочисленных похорон, в том числе в присутствии маргинальных социальных элементов», «запойного алкоголизма» и «волюнтаристские интерпретации».

Также товарища Шадрина ввели в моральный ступор цикл Натальи Нестеровой «Тайная вечеря», состоящий из 13 полотен, «по содержанию которых невозможно понять, кто является Иудой», и созданная в 1978 году скульптура Александра Бурганова «Статуя Пьеты». Скульптура Богородицы с утраченной головой явилась в пораженное борьбой за сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей сознание Сергея Шадрина «дьявольской интерпретацией» религиозного сюжета.

Вопросов к товарищу Шадрину нет и быть не может, так как имя шариковым — легион, особенно когда наступает время шариковых. Но есть короткий вопрос, скорее даже реплика для министерства культуры: министерство культуры отличается от прачечной тем, что не реагирует на доносы. А если министерство культуры реагирует на доносы, то это уже прачечная, и культуре в ней места нет.

Третьяковым не снилось, конечно.