Уникальная заонежская деревня попала в маршрутный лист туропраторов

Что увидят гости? Разве что позор власти…

«Космозеро - удивительно красивое место! Озеро узкое, длинное… Берега мохнатые, лесные. Вокруг поднимаются каменистые кряжи и хвойный лес» - вспоминала в 1926 году Наталья Колпакова. Она приехала в Заонежье, как сама говорила, «за фольклором».

 
 
 

Жители Космозера были взбудоражены: народу-то приехало! Это была экспедиция Ленинградского Государственного Института истории искусств. Возглавлял ее Константин Константинович Романов (1882–1942) – профессор, видный архитектор, крупный искусствовед и собиратель старины.

«Для нас Космозеро – золотое дно. Мы работаем не покладая рук. Такой поющей деревни мы нигде не видели, хоть работали по всему Заонежью… Тут все поют! Голоса сильные, красивые…», - читаем мы в дневнике Натальи Колпаковой (Н. П. Колпакова «У золотых родников», записки фольклориста, издательство «Наука», 1975 год). Секция фольклора поселилась в доме Пелагеи Никифоровны Коренной. Она живет с семьей сына Петра, учителя местной школы.

Раньше всех уходят на работу отдел архитектуры, вместе с Константином Константиновичем они целыми днями крутятся возле двух шатровых церквей, колокольни и небольшой часовни. «Рисуют, записывают, обсуждают, бурно спорят, обмениваются мнениями с местными жителями», - отмечала в своём дневнике Наталья.

Высокие космозерские избы, почти все расписные, обширные, с высокими окнами, хозяйственными постройками, резко отличающиеся от изб средней полосы России, не могли не привлечь внимание архитектора Романова.

Дома Ивана Абрамова, Ивана Касьянова, братьев Горшковых, Якова Нефёдкина, Ивана Пехова, Петра Коренного, Петра Бонцова и других удивляли своей неповторимой архитектурной красотой.

 

Во всех избах, с крыльцами и сенями, резным украшением окон и ставень, причелинами и полотенцами, виртуозными балясинами на балконах и выходах чувствовалась рука мастера-художника. Все сделано с любовью, добротно и обстоятельно.

«Как прост и в то же время велик крестьянский дом: прочен, красив, весел, удобен как для людей, так и для скота...», - говорил профессор архитектуры Константин Романов студентам. Работы для них в Космозере оказалось так много, что ребята-архитекторы со своим педагогом сократили время сна: много еще надо успеть!

…Покидали деревню с грустью, жалко расставаться! Шли пешком, и долго еще были слышны частушки, летящие над водной гладью озера: «Кижи рядом, Кижи тут, В Кижи замуж не берут!».

Это «выводила» деревенская молодежь, что каждый вечер собиралась на косогоре у церквей. Тут место найдется всем – и детям, и молодым, и старым… Кто играет, кто поет, кто танцует, а старики приходят посмотреть на все это да «полЯвзять» - поговорить.

Никто еще не знает, что ждет их всех в скором будущем, чем обернется в судьбе каждого страшный, кровавый XX век…

А это - убийственная коллективизация, раскулачивание крепких хозяйств, три волны репрессий, несколько войн, оккупация, послевоенная разруха. Край обезлюдел, обнищал на красоту да песню… Вся тяжесть военного лихолетья выпала на долю стариков, женщин и ребятишек, что работали не покладая рук

Но время идет

И вот через 30 лет, в 1956 году, в Космозере – снова фольклорная экспедиция, которую возглавил известный исследователь старины, преподаватель карельского пединститута Владимир Бахтин (1923–2001). Изучению Русского Севера он был предан беспредельно, много читал, давно мечтал приехать в Заонежье. Свою статью в одном из журналов союза писателей КАССР так и назвал «В Космозеро – за песнями!»

Изменилась деревня, которой так восхищались архитекторы, историки, фольклористы, славянофилы, собиратели и исследователи старины, этнографы и художники. Нет хозяина дома Коренных: Пётр Осипович погиб под молотом репрессий, сгинул во время военного лихолетья молодой хозяин дома Абрамовых, расстрелян в Сандармохе и Алексей Горшков, Василий – финнами в родной деревне, не вернулись с фронта Александр Федотов, Николай Созонов, Иван Ермолин…

Фото из интернета: церковь преподобного Александра Свирского, в которой из-за протечек приходится ковшом собирать воду

Во время финской оккупации сгорели новая министерская школа, Успенская Церковь с колокольней, а часовню Воздвиженья Креста переоборудовали под жилой дом.

Теперь это была поникшая, унылая деревня…

Но крестьянские дома-красавцы уцелели! Стоят они, как былинные богатыри, по-прежнему удивляя не только архитектурой, но своими силой и мощью. «Карнизы, наличники, коньки на крыше – все это покрыто великолепной резьбой. Сначала бросаются в глаза солидные двухэтажные дома с резными балконами, ярко раскрашенными в две краски. Окна расположены высоко от земли, в жаркое время открываются нараспашку, стекла хорошие, блестящие на солнце. Не дома, - высокие расписные терема! Такое богатство!», - читаем мы воспоминания Владимира Бахтина.

…С первой экспедиции в Заонежье прошло почти 100 лет.

Как живешь, Космозеро?

Дома и храмы уже более 50 лет «украшаются» табличкой: «Памятник. Охраняется государством». Радоваться бы надо: государство заботится об этом уникальном архитектурном великолепии, что привлекало внимание не только архитекторов, но и великих ученых.

Но деревню не узнать! Советская «архитектура» – это двухквартирные дома барачного типа, личное строительство уже не так привлекательно, во всяком случае ученые внимания не проявляют… Нет школы, детского сада, почты, сельский клуб ютится в комнатушке, общественный транспорт отсутствует, ни дорог, ни связи…

Но кое у кого интерес имеется! И есть люди, которые пытаются привлечь внимание не только к Космозеру, но и ко всему Заонежью. Разрабатываются какие-то туристические «маршруты», где в приоритете… экскурсии в крестьянские дома-памятники, деревянные храмы и колокольни. Именно они должны стать в будущем «туристическим ресурсом», именно на них вся надежда в развитии края!

«Приезжайте в Заонежье! Приезжайте!» - зазывают чиновники и руководители туристических фирм. По всему интернету раскиданы фотографии, «гуляют» видеоролики сомнительного качества и содержания, организовываются собрания с местными жителями, которых обнадеживают предстоящим «развитием» края, грядущим «светлым» будущим, которое вот-вот наступит благодаря туризму. Идее «Заонежского туристического кластера» уже около тридцати лет, но ничего кроме Кижей устойчиво не работает.

К сожалению, не удастся больше никому созерцать красоту и великолепие архитектуры заонежского края: она почти уничтожена. За «памятниками регионального значения» присматривают небеса, вольный ветер, снега и дожди.

Дома в Космозере порушены, у некоторых, как например в доме Якова Нефёдкина, обвалилась хозяйственная част, (хорошо еще никто не погиб). Кровли текут, прогнили, врастая в землю, нижние венцы, а вместе с ними и полы, провалились печи. Отвалились и «скитаются» то в огороде, то под забором резные украшения – причелины с полотенцами, виртуозные балясины, потому что балконы и выходы давно отпали от своих домов. Окна вместе с оставшимися ставнями изуродованы временем или украдены «предприимчивыми» гражданами и охочими до сувениров туристами.

Хозяева в свои дома не заходят: опасно. Если приезжают на кладбище к могилам предков, то останавливаются у соседей, потопчутся у родного дома – и в обратный путь. Страх обоснован: дома кузнеца Злобина и сапожника Андронова уже погребены под балками и бревнами рухнувшей кровлей.

Жители Заонежского края очень обеспокоены «надвигающимся» туризмом

И в конце зимы 2021 года был поднят этот вопрос на общественном совете музея «Кижи». Принято решение: направить на имя тогдашнего руководителя центра охраны памятников архитектуры и истории Юлии Алиповой письмо, в котором выразить все свои опасения: за счет организованной властью рекламы поток туристов растет, но его никто толком не контролирует, приезжие зачастую используют памятники деревянного зодчества под жилье или отдых. Средств для пожаротушения нет, территория вокруг исторических домов и храмов зарастает кустарником и травой, а это опасно, особенно летом.

16 июня состоялось онлайн-заседание, организованное управлением «по рассмотрению вопросов, связанных с СОХРАНЕНИЕМ и использованием объектов культурного наследия и вовлечением их в сферу ТУРИЗМА».

На заседании присутствовали начальник управления по охране объектов культурного наследия Ю. Алипова, главный специалист управления по туризму И. Путешова, глава администрации Медвежьегорского района М. Антипов, начальник отдела экономического отдела Медвежьегорского района Г. Корныхина, начальник отдела землепользования Медвежьегорского района М. Спиренкова, преподаватель кафедры туризма ПетрГУ А. Беллан, председатель правления КРОО «Заонежье» В. Сукотова, сотрудники музея Кижи Н. Демидова, Т. Незвицкая, Н. Седнева, А. Анхимова.

Много было вопросов к власти, но ни один из чиновников не смог ответить, что же делать в создавшейся ситуации? Руководитель центра обещала выехать в Заонежье, обозначив сроком июль, и на месте с общественностью и местными чиновниками определиться, что делать в подобной ситуации, а, главное, как будет осуществляться охрана и кто будет нести ответственность и контроль за оставшимися памятниками при надвигающемся потоке туристов. Но общественность так и не дождалась обещанного, а руководитель управления покинула свою должность, видимо, устав от надоедливых граждан…

 

А заонежские дома-терема, только уже бывшие, сегодня на себя совсем не похожи. Из последних сил держаться эти калеки за родную землю, вот-вот упадут... Исподлобья глядят на новую, совсем им непонятную жизнь, и горько, и обидно им, что их судьба оказалась так трагична.

В Храме прп. Александра Свирского в 2006 году проведена последняя реставрация, от которой все оказались в шоке: кровля памятника сразу дала 20 протечек. Храм заливает, уже 16 лет, дела никому нет.

Вот таким туристическим «ресурсом» обладает на сегодняшний день деревня Космозеро. Жители знают, что она включена в туристические маршруты, где будут показывать туристу ее «достопримечательности». И недоумевают: о чем это? Посмотреть можно церковь – памятник федерального значения XVIII века, у которого нещадно протекает кровля и он уже весь позеленел от плесени (на фото 2022 года выше это отчетливо видно), да так называемую «мастерскую традиционной росписи», оборудованную в комнатушке местной библиотеки на средства президентского гранта – просто позор, «посвященный памяти» космозерских иконописцев Абрамовых.

Возникает вопрос: что тут можно показывать туристам? Эту разруху? Позор власти? Так выглядит обещанное «развитие» края?

Председатель правления КРОО «Заонежье» Валентина Сукотова

Оригинал