Часто слышу мнение, что в СВО виноваты американцы и европейцы. Якобы все русское им чуждо, и они все это спланировали, чтобы все уничтожить. Я с этим в корне не согласна. Скорее наоборот, русские сами уничтожают все русское или стирают память об этом.

К примеру, 18 декабря 1892 года в Мариинском театре увидел свет рампы балет «Щелкунчик» Петра Чайковского по сказке Гофмана. После революции спектакль закрыли. Но в 1935-м, после того как второй секретарь ЦК Украины Павел Постышев предложил Сталину вернуть детям елку, возобновили и «Щелкунчика». Говорят, что «вождь народов» очень любил этот балет, потому что в нем в лице Мышиного короля побеждают монархию.

В США балет увидели только через шестьдесят с лишним лет. В 1954 году его поставил хореограф Джордж Баланчин со своей труппой New York City Ballet. Спустя еще три года, в сочельник 1957-го, запись показали на телеканале CBS. Рейтинги были ошеломительными: миллионы американцев, затаив дыхание, смотрели на героев и на искусство хореографии. С годами популярность «Щелкунчика» только росла. В 1961 году Жаклин Кеннеди даже объявила «Щелкунчика» темой Рождества в Белом доме и украсила резиденцию президента в соответствующем стиле.

Этот балет и сегодня остается неотъемлемой частью. В США в течение декабря в каждом штате ставят балет Чайковского. Практически каждая школа, каждая студия показывает этот знаменитый на весь мир балет, независимо от уровня подготовки, свои вариации представляют даже любительские коллективы. Есть адаптации для маленьких детей, для взрослых, в стиле хип-хоп, постановки для секс-меньшинств, а также специально для тех, кто не справляет Рождество… Но музыка остается неизменной — музыка русского композитора Чайковского.

Профессиональные артисты дают до сорока представлений за месяц. Пожалуй, нет такого американца, который хотя бы раз в жизни не побывал на «Щелкунчике», иначе Рождество не будет Рождеством. Прилавки магазинов пестрят героями этого произведения: свечи, елочные игрушки, деревянные игрушки... Чего только нет! Аналогично в Европе. В Бельгии, к примеру, выпускают шоколадки от 5 до 50 сантиметров в форме Мышиного короля и Щелкунчика.

А сколько граждан России знают про то, что есть такой балет, музыку к которому написал Чайковский? А сколько хоть раз видели эту постановку? Одна десятая часть населения страны? Одна пятая? Или того меньше? «Щелкунчика» показывают в основном в городах-миллионниках. Даже не в областных центрах. Что уж говорить о малых городах.

Даже если есть театр с такой постановкой, то цены на билеты туда для многих нереальные и непосильные. Например, в столице Сибири, Новосибирске, один билет в местный театр оперы и балета стоит от 3 до 8 тысяч рублей. В Красноярске на все новогодние каникулы контрамарки на «Щелкунчика» давно раскупили. В Перми сходить на постановку на музыку Чайковского обойдется от 5 до 15 тысяч на человека. В Санкт-Петербурге, пожалуй, самые гуманные цены. В Театре русского балета имени Анны Павловой стартовая цена на одного — 2 500 рублей. В Михайловском театре — от 7 500 до 20 000 за билет. А в Москве в Большом театре остались места от 80 тысяч рублей до четверти миллиона. С учетом реальных доходов населения, за 2 часа 15 минут средний россиянин должен отдать полугодовую, а то и годовую зарплату. Естественно, вероятность того, что он когда-нибудь увидит этот шедевр, очень маленькая.

Находясь в Грузии, зашла в магазин с новогодними товарами. И стала невольным свидетелем диалога русской мамы с девочкой-подростком лет десяти — двенадцати. Дочь поинтересовалась, почему у них везде эти страшные деревянные солдатки. На что женщина ответила, что, наверное, это какой-то их национальный герой. В этот момент мне стало в очередной раз безумно стыдно за то, что русский народ такой необразованный. И, как следствие, им легко манипулировать и внушать, что во всех бедах виноваты американцы, китайцы, пришельцы — кто угодно, но не мы. Пойду куплю билет. А то вдруг снова закроют постановку. Увидят в ней экстремизм или подстрекательство к чему-то. В нашей стране сегодня можно ожидать чего угодно.