Время от времени на меня накатывает, и тогда хочется разобраться с корнями «вот всего этого». То есть с тем, что «они такое», в общем-то, всему здравомыслящему миру уже более-менее ясно, но откуда все это взялось? И поскольку по своей академической привычке я не могу удовлетвориться апокрифическими рассказами о питерской подворотне и чекистском «кодексе чести», то мне грезится, что если копнуть глубже, то можно дотянуться до самого фундамента.

И рука тянется к интеллектуальным вдохновителям и идеологам сегодняшней «суверенной» России. Пытался даже читать Дугина. Стоило огромных усилий воли. Не смог. Но ведь Иван Ильин, классик русской философии, книги которого, по слухам, не сходят с ночного столика президента, он-то ведь из совершенно другой «лиги», нежели Дугин и ему подобные. Когда-то, кстати, я проштудировал и «Аксиомы религиозного опыта», и «Путь к очевидности», и что-то там насчет «противления злу силою». Честно говоря, ничто особо в памяти не задержалось, но, может быть, это моя вина?

И вот опять — в очередной попытке постигнуть непостижимую русскую логику — я дотягиваюсь до текста, вышедшего из-под пера Ивана Ильина. Статья называется «Спасение в качестве» (1928). Автор сразу выражает веру в новый расцвет и новое величие России. Но это произойдет только после того, как русские люди поймут, что «спасение надо искать в качестве». И далее он поясняет, что даже беглого взгляда на историю страны достаточно, чтобы понять, что все ее беды были «от объема и количества». Если вы думаете, что я что-то перевираю или выдергиваю из контекста, то это легко проверить: статья моментально гуглится в интернете.

Так вот. Цитирую: «На протяжении веков вся беда наша, вся опасность наша состояла в том, что судьба навязывала нам неисчерпаемое обилие — обилие пространств, племен и людей — и не давала нам времени для того, чтобы проработать это обилие, овладеть им, извлечь из него скрытые силы и довести их до качественного расцвета». 

Иначе говоря, когда речь идет о неисчерпаемых природных и людских богатствах России, надо понимать, что в этом главная причина тяжелой истории русского народа. Слишком много всего, трудно справиться. Тут, правда, поневоле задаешься мыслью, а почему тогда проклятый Запад хочет «забрать всю нашу нефть», как в этом уверяют отечественные эксперты, разве у них своих проблем мало? И еще больше озадачивает то, что, оказывается, мы не хотели этого обилия — «оно само навязывалось нам, напирая на нас угрозами и опасностями, огнем и мечом, игом и голодом». Так все-таки — хотят забрать или хотят еще что-то навязать? 

И далее: «На протяжении своей истории Россия как бы задыхается в этой борьбе с объемом и количеством: начиная от южных степей и кончая северными лесами; начиная от монгольских нашествий и кончая небывалым фронтом последней войны; начиная от ста шестидесяти племен и наречий и кончая аграрным перенаселением наших дней». Вроде пытался не так давно один гордый горный народ избавить Россию от своего бремени, но был удержан огнем и мечом. А другой народ в данную минуту героически сопротивляется возвращению в «родную гавань», очевидно, делая все это исключительно в интересах России.  

Кстати, зачем мыслить целыми племенами? Одним ненужным человеком меньше — уже родине легче. Вот, например, удмуртская фемактивистка и художница Паладдя Башурова покинула страну еще в ноябре. Чтобы этого добиться, полиции пришлось изрядно помучиться: и дверь ее ломали, и трижды на двое суток в уголовный изолятор помещали, и два обыска провели — все ради России. Не выдержала — уехала. Лучше меньше да лучше, согласно логике Ильина (не путать с Ильичом). Надо думать, с ее отъездом качество оставшегося населения существенно улучшилось. 

После чтения классика становится понятной также проблема со свалками. Вот в Коми отстояли Шиес, а теперь опять, уже в Эжве, население бунтует против планов нового проекта. А причина-то проста: слишком много места в России, поэтому есть куда мусор сваливать. Было бы мало, давно бы нашли новый — качественный! — способ переработки. Беда от обилия. Классик прав. 

И все-таки вопросы остаются. Вроде бы философ призывает не гоняться за лишними территориями. Или президент все-таки что-то другое читает?

Загадка. Поэтому через какое-то время обязательно придется еще раз припасть к роднику животворящей ильинской мысли. Только дайте хотя бы немножко прийти в себя после этого раза.

Кстати, сам Ильин родину от себя избавил. Хотя и вопреки собственной воле. Вот на этом самом «философском пароходе» Oberburgermeister Haken. Ровно сто лет тому назад.