Владимир Путин выступил наконец с федеральным посланием – обширной программной речью на расширенном заседании коллегии министерства обороны в очном режиме в Национальном центре управления обороной на Фрунзенской набережной в Москве.

Участники этого совещания и его широкая аудитория за пределами зала – ключевая, решающая сегодня аудитория для Путина. Не только они зависят от него (в силу подчиненности), но он зависит от них. От этих людей в форме зависит воплощение всех планов Путина – военного в первую очередь, но и главного – политического, геополитического, мирового. Других политически значимых аудиторий для Путина сегодня не существует.

Нет никакого практического смысла для Путина выступать сейчас с подробным посланием перед депутатами Госдумы, сенаторами, членами правительства, администраторами, губернаторами: от этих людей ничего реального в российской политике и ходе жизни не зависит, они ничего принципиального не решают, они только исполнители Высшей Воли. По существу, все они Путины.

А от людей в военной форме сейчас зависит для Путина буквально все – и от тех, кого он знает лично, и от тех, о существовании (жизни и смерти) которых ему известно только в цифрах. Разговор с этой аудиторией – абсолютно приоритетен, жизненно важен для Путина. Работа Верховного главнокомандующего сегодня для Путина важнее всех других обязанностей главы государства. Государство потерпит, армия не подождет. От состояния и действий армии зависит не только власть Путина – само время Путина.

Поэтому на Совете по стратегическому развитию и национальным проектам 15 декабря Путин выступает дистанционно и без эмоций читает скомпилированный правительством бесцветный текст про «базовые, интегральные ориентиры развития страны до 2030 года» (следующий президентский срок предполагается по плану Путина с 2024 по 2030 год), а на расширенное заседание коллегии министерства обороны 21 декабря он приезжает лично – чтобы все те, от кого зависит его судьба, видели его непосредственно, живьем. Этим людям ему приходится смотреть в лицо, пусть и с трибуны. Со всеми прочими можно пообщаться позже, когда угодно, в свободное от основной работы время.