Следователь следственной части Следственного управления УМВД России по Ивановской области А. Гундоров возбудил уголовное дело по «дискредитации вооруженных сил» (статья 280.3 УК РФ) против активиста из Иванова, наблюдателя на выборах Михаила Гусева, вынужденного покинуть страну, якобы ведущего некий анонимный Telegram-канал.

Ходатайствуя перед судом о проведении обысков, господин Гундоров решил, что «имеются достаточные основания полагать», что в Пскове, конкретно по месту жительства политика, депутата Завеличенской волости от «Яблока» Николая Кузьмина, члена Территориальной избирательной комиссии города Пскова от «Яблока» Екатерины Новиковой и журналиста Дениса Камалягина, также вынужденного покинуть Россию, «могут находиться… предметы и документы, имеющие значение для уголовного дела».

Суд, проводивший закрытое заседание 29 сентября, со следователем согласился.

Утром во время обысков у Екатерины и Николая снова, как и 18 марта, изъяты ноутбуки и телефоны (в том числе детей!), флешки, диски. Дениса нет в Пскове.

Судя по другим обыскам в рамках этого уголовного дела в разных регионах, властями наносится очередной удар по движению в защиту прав избирателей «Голос», признанному властями РФ иностранным агентом, но продолжающего работу по наблюдению на выборах в разных регионах страны. Выборы завершились, «Голос» не остановил борьбу за честные выборы и снова подвергся атаке.

Почему в этот раз решили возбудить дело в Иванове – никто, кроме следствия, не знает. Судя по всему, место возбуждения дела против политических активистов больше не имеет никакого значения. Могут возбудить по какому угодно поводу, где угодно и зацепить кого угодно.

Но список псковских жертв уголовного дела требует комментария.

Николай и Екатерина являются членами бюро псковского «Яблока», Николай занимается публичной политикой, Екатерина — действующий член ТИК Пскова. Денис Камалягин — журналист, с марта работает в Риге.

Никто из них не руководит движением «Голос» в Псковской области. Координатор псковского отделения «Голоса» Владимир Жилинский покинул Россию в прошлом году.

Никто из подвергнутых сегодня обыскам псковичей никогда ничего не слышал до сегодняшнего дня про Михаила Гусева и не пересекался с ним.

Кто и как составил этот список? Судя по известной нам с марта 2022 года ошибке в адресе проживания Екатерины Новиковой (указана соседняя комната в общежитии, где на самом живет актер Псковского театра драмы им. Пушкина), списки составлялись в псковской полиции. Полицейские по каким-то своим мотивам составили список, сделали копипаст из мартовских постановлений и послали адрес Екатерины с ошибкой коллегам в Иваново.

Но по какому принципу составлен сам список? Это точно не список руководителей «Голоса». Значит, кто-то в Пскове решил, что надо еще раз повозиться с техникой Кузьмина и Новиковой (и детей!), уже пережившей изъятие при обыске 18 марта и летом возвращенной владельцам по причине отсутствия всякой связи со скандальным уголовным делом о «клевете» на псковского губернатора.

Кому в Пскове снова нужно оказать давление на Николая Кузьмина, Екатерину Новикову и уехавшего из страны Дениса Камалягина?

Команда псковского «Яблока» возмущена действиями полиции и считает их произволом. Нашим пострадавшим коллегам оказывается вся необходимая правовая помощь, работают адвокаты Татьяна Мартынова и Владимир Данилов.