Недавно случилась (вполне ожидаемо) новость, что в 2023–24 годах финансирование мусорной реформы сократится в два раза.

Минприроды обещает, что запланированные целевые показатели все равно будут выполнены. Не все в это верят, и некоторые читатели спрашивали меня, что изменится.

Я не Господь Бог, чтобы знать, что изменится. Можем ради тренировки ума поразмышлять на эту тему совместно.

Даже в мирных условиях было понятно, что сократить полигонное захоронение в два раза без мер по сокращению производства отходов – невозможно, если не делать ставку на сжигание.

Сжигание тоже предлагалось разное

Все помнят, как дергался глазик экоактивиста при новостях про аппетиты «РТ-Инвест» на 25 мусоросжигательных заводов по всей России. Сегодня появление таких предприятий весьма сомнительно, ведь они не просто дорогие, но еще и очень сильно зависят от зарубежных технологий.

Следующим «заходом» на сжигание можно считать позицию регуляторов в поддержку производства твердого топлива из отходов RDF.

У этого направления до сих пор есть высокие шансы на развитие, однако… Чтобы RDF было востребовано у потребителя, необходимо его производить в соответствии с техническими условиями, т. е. заранее знать, какие виды отходов должны в него войти, в какой пропорции, «откладывать» эти отходы в особую кучку для RDF, и это могут быть вполне перерабатываемые отходы.

Все это может случиться, мы не застрахованы, но для этого нужно потрудиться не только производителю RDF, но и потребителю: модернизировать оборудование, пересмотреть технологические циклы. Это все стоит денег и должно иметь экономический смысл, т. е. окупиться сторицей.

Сегодня, когда ископаемое топливо будет в меньшей степени реализовываться за рубеж, интерес к RDF вряд ли возрастет.

Если я ошибаюсь, поправьте меня.

Есть еще пиролиз, т. е. разложение отходов без доступа воздуха на синтез-нефть и синтез-газ, которые потом могут стать заменой топливам на основе ископаемых углеводородов. Будет ли на рынке интерес к продуктам пиролиза при доступности первичных топлив – трудно сказать.

Возможно, что наша риторика о необходимости снижать количество отходов теперь будет лучше слышна, т. к. полигонное захоронение сокращать надо, финансирование на объекты по сортировке и утилизации сокращается вдвое, а цели нацпроекта никто не отменил.

Необходимо усиливать запрос общества на перерабатываемую упаковку, продажу в свою тару или многооборотную тару, развитие сферы услуг по аренде, ремонту, комиссионной продаже, обмену товаров народного потребления.

И господдержку соответствующему бизнесу.