Вчера мои шестиклассники писали Всероссийскую проверочную работу по истории за курс пятого класса. Министерство просвещения не отказалось от дурацкой затеи переноса не состоявшихся весной ВПР на осень. Подтвердило свое реноме. Так как по правилам для пущей объективности работы проводили учителя иных специальностей, то детишки оказались без возможности получить небольшие подсказки. В итоге для части ребят все закончилось слезами.

Сама идея осенних ВПР вполне могла претендовать на какой-нибудь Шнобель, "Золотую малину" или Всемирную премию за глупость. Почти на каждом уроке по всеобщей истории изучается новая тема, содержание которой мало связано с предыдущими. Каждое занятие прибавляет в объем материала, которым оперируют составители контрольных, приличное количество фактов, понятий и терминов, имен и дат. При желании его можно сделать безразмерным, как историю любой деревенской улицы: когда возводилась та или иная изба, кто жил в том или ином доме, какого размера имел огород, в каком году посадил дуб, а в каком — тополь и т. д.

Весь сентябрь шестиклассники изучали историю Средних веков. Конечно, какое-то время пришлось выделить на повторение прошлогоднего курса истории Древнего мира, хотя программа этого не предусматривает, иначе написание работ вообще превратилось бы в пытку. У человеческой памяти есть свойство забывать, с чем министерские выходцы из обрнадзора считаться не хотят. Они даже поленились изменить подготовленные к весне проверочные задания. Так, в работе не оказалось вопросов по Древнему Риму - тема изучается почти всю четвертую четверть и в апреле была еще не пройдена. Зато было обилие вопросов по темам, которые изучались год назад.

Ладно бы то были вопросы на знание и понимание главного, существенного. Нет. Нынешние контролеры школьного уровня превращают историческую науку в своеобразное разгадывание кроссвордов. Например, ни один мой ученик не знал о варне кшатриев просто потому, что я им об этом не говорил. В учебнике параграф называется "Индийские касты", и автор, адаптируя материал к возрасту детей, оперирует только понятием каст, не упоминая про варны. Кшатрии называются в одном из предложений, где говорится, что к касте воинов принадлежали цари, но попробуй вспомни слово спустя год информационной лавины. Или нет, чтобы спросить, что вы знаете о Финикии, - большинство моих подопечных отлично знают о стране мореплавателей и ремесленников, пиратстве и основании колоний, изготовлении стекла и пурпурных тканей, но их спрашивают о стране, где располагались города Тир, Библ и Сидон, и многие оставили поле для ответа пустым, так как забыли эти названия (на тему отводится один час, и урок прошел осенью прошлого года).

Да, несколько способных ребят с повышенной познавательной мотивацией и великолепной памятью справились со всеми заданиями. Но значительная часть трудолюбивых, старательных учеников получила отметки ниже годовых, потому что могла рассказать о Древнем Египте или Двуречье как таковых, а их спросили об Эхнатоне и Иштар. История, превращаемая надзорным ведомством в кроссворд, мусорную свалку из фактов, когда ребенок начинает ощущать свою беспомощность среди громады терминов, имен и дат, которые он должен держать в голове, чтобы не получать двоек, ничего кроме отвращения вызвать не может. Составители ВПР уже много лет воспитывают отвращение к нашему предмету. Боюсь, что и с остальными предметами не лучше.

Оригинал