Возврата нет. Я начал новый большой проект. Возможно, более масштабный, чем моя автомобильная фотоэкспедиция от Брянского леса до Камчатки в 2013–2016 годах, посвященная 100-летию заповедного дела в нашей стране. Тогда я провел в доме на колесах и в заповедных дебрях почти четыре года, снимая фотоповествование о том, как живет заповедная система через 100 лет после создания первого заповедника. Жаль, что квадрокоптеры тогда только начали развиваться, и я был лишен свободы качественно снимать с воздуха, с высоты птичьего полета, без привлечения настоящих вертолетов или самолетов. О том, как проходила экспедиция, можно в подробностях прочитать в фотокниге "Сто заповедных лет", оба ее тома доступны в электронном виде на сайте издательства "МИФ", которое выпускало и бумажный вариант, но тираж уже разошелся.

Сейчас я хочу повторить этот маршрут, даже значительно расширить его географию. Сначала я проеду Европейскую часть России с севера на юг, от самой северной особо охраняемой природной территории до самой южной. Надеюсь, что успею сделать эту часть маршрута уже в этом году. Так много времени уйдет по простой причине: я работаю в каждом посещенном заповеднике или национальном парке от одного дня до нескольких недель - тут все зависит от обилия съемочных тем до съемочной погоды.

Потом будет трансроссийский маршрут на Дальний Восток. Сколько он займет? Трудно сказать. Прошлый раз, когда я отправлялся в подобную трансроссийскую фотоэкспедицию, думал, что управлюсь за три года. Получилось почти четыре.

Основной темой экспедиции, которая опять будет длиться не один год, станет съемка заповедной природы с воздуха. Доступные технические средства для этого сейчас появились и продолжают бурно развиваться.

Любая большая экспедиция немыслима без основательной подготовки. Весь последний год у меня был посвящен строительству и испытанию нового экспедиционного кемпера на базе автомобиля «ГАЗ Садко Некст» - современной реинкарнации легендарного советского вездехода «ГАЗ-66». Кемпер позволяет относительно комфортно жить и работать в условиях непогоды и холодов, передвигаться по плохим дорогам. В начале прошедшего лета я испытал его небольшим, всего 7 тыс. км, испытательно-разведовательным пробегом по заповедным местам Северо-Запада, по возвращении домой устранил замеченные просчеты и недоделки. Процесс совершенствования кемпера может быть бесконечным, но я не дал ему превратится в процесс ради процесса.

Нельзя не сказать, что такую масштабную затею невозможно провести без поддержки, без союзников и партнеров. Главный мой союзник в этой экспедиции - Росзаповедцентр Минприроды РФ. Чуть больше года назад, когда экспедиция только задумывалась и постройка экспедиционного кемпера только началась, я пришел к руководству этого учреждения и рассказал об идее. И сразу же был принят на работу - отвечать за фотографические проекты Росзаповедцентра. Подобная экспедиция - замечательный способ рассказывать о заповедной системе страны как можно большему числу соотечественников. Подписывайтесь на страницу Росзаповедцентра в vk, именно здесь я буду размещать самую свежую информацию об экспедиции. Информационным партнером выступило агентство Russia Beyond, которое будет рассказывать о заповедной России на дюжине основных мировых языков. Хочу тут прибавить, что на кемпере еще полно свободного места для наклейки логотипов, - присоединяйтесь! В оснащении экспедиции еще немало зияющих дыр. О каждой наклейке будет отдельный рассказ.

В предпоследний день августа наша маленькая семейная команда (жена Маша и дочь Аглая) отправилась из Брянского леса на Северо-Запад, который, начиная от Петрозаводска, встретил нас почти непрерывными дождями. Средняя скорость передвижения вездеходного дома на колесах по хорошим дорогам — 70–75 км, поэтому перегоны на большие расстояния занимает довольно много времени. Первой особо охраняемой природной территорией, в которой мы отработали, стал самый северо-западный заповедник страны - "Пасвик" в Мурманской области, до него мы добирались шесть дней, включая двухдневную остановку на ремонт в Петрозаводске. "Пасвик" полностью расположен за пограничными инженерно-техническим заграждением и примыкает к Норвегии. Надо было заранее оформлять пропуска на посещение. А на съемку квадрокоптера с воздуха получить разрешение я не сумел. Чтобы показать этот интереснейший заповедник с высоты птичьего полета, пришлось снимать его ландшафты с вершин соседних невысоких гор. Рассказ о "Пасвике" будет чуть позднее.

В такой экспедиции нельзя пропускать "самых-самых" мест. Поэтому из "Пасвика" мы отправились на самую северную охраняемую природную территорию материковой Европейской России. Это региональный природный парк "Полуострова Рыбачий и Средний", созданный в 2014 году в Печенгском районе Мурманской области. От предыдущей оборонной деятельности здесь осталась довольно густая сеть грунтовых дорог, которая сейчас активно используется туристами и автомобильными экстремалами.

Сейчас мы здесь, снимаем осеннюю природу полуострова Рыбачьего и решаем головоломку за головоломкой: в одной из луж я серьезно застрял на камнях (пришлось даже ночевать в ней), в другой луже  пробил боковину колеса. Дырища оказалась такой, что система подкачки шин не справлялась. Время остановиться для ремонта и отдыха. При смене колеса я ухитрился испортить пять из шести сыромятных шпилек - тот еще гуманитарий! До ближайшего автосервиса - несколько сот километров. Но все не так плохо. Во-первых, тут оказалась неплохая связь, «Мегафон» выдает 3G. Благодаря этому обстоятельству вы увидите этот пост, анонсирующий экспедицию. Во-вторых, у меня появилось время написать этот текст и обработать первые фотографии. В-третьих и самое главное - мы стоим в роскошном месте, на берегу песчаной бухты Зубовской, вокруг которой просто россыпь природных и исторических достопримечательностей! У Маши наконец появилась возможность купаться в море в Северном Ледовитом океане, что она с удовольствием и делает. Но проблемы с ремонтом непременно рассосутся - это настоящий Север, тут культ взаимовыручки.

Оригинал