В Свердловской области местную жительницу одного города обвиняют в издевательствах над 10-летней дочкой. По версии следствия, с июля 2020 по декабрь 2021 года она систематически избивала и жестоко наказывала ребенка: выставляла в домашней легкой одежде в неотапливаемые сарай и баню, привязывала к кровати. При всем своем ужасе произошедшая история не уникальна. Если 20 лет назад мы говорили о том, что в 95% случаев агрессором в семье становился мужчина, то в настоящее время наблюдается рост женского насилия в отношении детей. В среднем сейчас в около 15% случаев агрессором в семье оказывается женщина.

Громкие случаи истязаний со стороны мам, которые широко освещаются в СМИ, иногда становятся поводом для людей, которые не хотят что-то делать с домашним насилием, говорить: женщины — тоже агрессоры. Но для меня истории с агрессорами-женщинами — яркий показатель того, что выросло поколение девочек, которые сами пережили домашнее насилие в своем детстве. Когда ребенок вырастает, у него есть выбор: либо страдать в отношениях, как их матери, либо выбрать насильственную модель поведения отца - самой стать агрессором. Эти девочки впитали убеждение: у кого сила и власть, тот и прав. Но подобное поведение - это всего лишь последствие домашнего насилия в их адрес. Они просто не хотят быть пострадавшей стороной и принимают решение: я буду главной и сильной.

Интересно, что в статьях про случай в Кушве ничего не пишут про отца истязаемого ребенка, как будто его не существует. Единственное, что доказано, — мама долго и жестоко истязала ребенка. Но как получилось, что жестокость выявили только сейчас? Уверена, что 10-летний ребенок до этого момента или жаловался взрослым, или каким-то образом отражал в играх свою ситуацию и боль от такого отношения. Мама не может в один момент стать жестокой, за исключением проявившегося психического заболевания, но это случается довольно редко. В рассматриваемом случае маму признали вменяемой, и нет оснований полагать, что у нее есть ментальное нарушение, которое могло бы объяснить резкую перемену в отношении ребенка. Судя по всему, истязания продолжались долго и начинались с чего-то малого. А вот почему соседи, врачи, к которым ходила девочка, воспитатели в детском саду и учителя в начальной школе явно на это все закрывали глаза? Отсутствие реакции общества, которое вовремя не обратило внимания и не остановило жестокость матери, приводит к тому, что эти действия со временем становится все жестче и жестче и доходит до истязаний, когда ребенка регулярно бьют и причиняют вред.

Почему же общество так мало внимания уделяет развитию родительских навыков? Многие взрослые родители говорят, мол, мы сами росли и родители нами не занимались. Но они упускают из внимания тот факт, что раньше функцию воспитания во многом замещала школа. Вспомним, что в советские времена в образовательных заведениях проводили огромную воспитательную работу. Вспомним тимуровское движение, которое в игровой форме помогало развивать навыки заботы о ближнем, навыки взаимодействия друг с другом. Были кружки, которые занимались развитием и воспитанием детей. Успешная педагогическая советская система ушла, а вместе с ней - возможности воспитания детей, которые не нужны своим родителям. Поэтому появилось поколение детей, которые будто росли в вакууме: в семье их навыки никак не развивались (нет времени, насилие), а в школе они тоже не смогли получить опыт заботы о других. Таким образом, выросли мамы, которые бросают детей, оставляют их в лесу в переносках, выбрасывают их с балкона.

Мы сталкиваемся с поколением мам, у которых не развито чувство сопереживания, они не в состоянии позаботится о ребенке в надежде, что он сам как-то о себе позаботится. Часто бывает так, что естественные просьбы малыша, которые он выражает через плач или крик, вызывают неоправданную агрессию со стороны родительницы. Для меня как для психолога очевидно: это показатель того, что мама, будучи маленькой девочкой, просила о помощи у своих родителей, но ей совсем не уделяли внимания и, может быть, даже наказывали и били за то, что она нуждается в заботе и внимании. Теперь, став взрослой, мама не может воспроизвести в своем поведении модели внимания и сопереживания, потому что просто не знает, как это делать.

Отмечу, что раньше компетенции матери могли подхватить тети, бабушки, соседи и другие члены сообщества, которые помогали восполнить дефицит умения и навыков. Сейчас же, в эпоху индивидуальности и маленьких семей, сложно найти наставника, который мог бы подсказать маленькому человеку, как можно жить по-другому. Многие скажут: интернет в помощь, но прочитать об этом на сайте недостаточно. Чтобы сформироваться навык, нужно увидеть пример и быть рядом.

Конечно, никто не опровергает вину матери, которая жестоко и методично истязала своего ребенка. Но важно учитывать, что многих трагических случаев можно было бы избежать, если развивать родительские навыки на курсах, где взрослых людей будут учить базовым навыкам заботы о ребенке, объяснять психологию детей. Многим эти простые вещи покажутся очевидными, но преступления говорят, что есть группа людей, которые не знают иногда даже самого элементарного.