До записи пĂдкаста о чувашском языке я думала, что такой сфинкс у художественного музея в Чебоксарах — фантазия художника. А вот и нет.

Месопотамская иконография Сехметь сохранилась в чувашском мифе о Сехметь, кстати, аналогичном древнеегипетскому мифу о Сохмет. «Сехмет» (чувашское) — 'беда', «турă сехмечĕ», «сехмет» - усал, «сехмет тунă» ('идти в армию'), «сехреметь» (чувашское) — 'нечто страшное, ужасное'. Сехметь — покровительница армии, которая изображалась в виде львицы с головой женщины.

Итак, на чувашском «сехмет туна» — 'в армию забрали'. В Египте Мут – Сехмет, покровительница женщин и врачей. По легенде, Сехмет пришла, чтобы уничтожить человечество, наказать за грехи. Люди наварили озеро красного пива. Сехмет полакала хмельной напиток, потеряла силы, и благодаря этому человечество выжило. Но на самом деле этот миф имеет двойное значение. В это время кровавые жертвоприношения были заменены традиционным пивом (V тыс. лет до н.э.).

У чуваш пиво — сакральный напиток, без этого традиционного напитка не обходится ни один молитвенный ритуал. Интересные моменты: все тюрки в древности поклонялись Тенгри, но у чувашей был монотеистический бог — Турӑ. Еще чуваши в молитвах вспоминают Пӳлĕх — это будущий род, пултар йăх — неродившиеся дети. Если пофилософствовать, это очень красиво и дарит свет с мыслями о будущем.