Сегодня поговорим о поведении.

За последние два дня я много наблюдала жизни в аэропортах. Домодедово, Дубай, Женева. Везде много плачущих детей. И разные модели поведения. Как правило, в маленьких семьях с одним или двумя детьми орущего очень быстро успокаивают. Главная задача – заткнуть ему рот. Едой, словами, прикосновениями. А в больших семьях просто дают ребенку поплакать. И он орет, и ничего страшного не происходит. Ведь, по сути, ребенок без всяких установок и социальных норм плачет и смеется, когда считает нужным. Выражает свои эмоции.

А ведь вспомните: нам с детства говорили, что плакать нехорошо, что ты разнылся как девчонка, чего ты людям мешаешь. Комфорт им ломаешь.

Я сама такая — вижу, плачет ребенок, стараюсь отсесть, уйти, спрятаться от орущего малыша. А ведь орущий малыш просто делает то, чему нас потом за деньги учит дорогостоящий психолог, – выражать эмоции. Мы сначала умеем выражать эмоции, а потом нам говорят, что это стыдно, надо вести себя тихо, быть удобным, комфортным. И мы затыкаемся на долгие годы.

В детстве я часто вела себя так, как многие считают ненормальным, громко смеялась, выражала свое мнение, спорила, доказывала. И люди так удивлялись. Особенно удивлялись мальчики. Один так и говорил в 10-м классе: «Ты п****ая». А имелось в виду, что я на все имею свое мнение. Не бралось в расчет, что у Миши тоже было на все свое мнение. Мише можно, он мальчик. Мне нельзя. То есть я неудобная, шумная, от которой всегда, как от радостного джек-рассела, много радости. Слишком дофига слов, смеха, мыслей. Можно как-нибудь потише, а? Перестань занимать много пространства, тебе бы спрятаться, уменьшиться, свети свое присутствие к минимуму.

Мне кажется, что корни фэтфобии лежат в мире фауны: чем крупнее животное, тем больше оно пугает. Больших людей боятся, чувствуют угрозу. Помню, когда я училась на тренера, со мной в пару для отработки упражнения поставили молодого парня. В его глазах читался такой ужас, что мне пришлось успокаивать: "Не бойтесь, я постараюсь вас не сломать".

Что считалось хорошим поведение в моем детстве:

- Слушаться старших, не перечить им.

То есть ты был послушным ребеночком, если без сомнений принимал авторитет старшего. Дети со своим мнением считались вредными и невоспитанными. Если тебя обвиняли, ты не имел права на защиту. Мачеха про меня все время говорила: "Ты ей слово — она тебе 20".

А еще пассивная агрессия выглядит так: ты бурно отреагируешь на что-то, а тебя на этом подловят и так вроде добродушно, но осуждающе покачают головой. Не надо такой быть. А в глазах доброта. Я ж твой самый близкий человек. Я знаю, как тебе лучше. Я из любви, из самого сердца тебя прошу: не позорь меня.

А что такое «позорить»? Как гласит поговорка, плохое поведение - это когда ваши дети на людях ведут себя так, как вы ведете себя дома.

Так что такое «вести себя прилично»? Как, не ломая себя и не пытаясь уменьшиться и не отсвечивать, при этом быть полноценным членом общества? Где тот баланс между принятием себя как стихии и уважением чужих границ восприятия?

Я проработала в себе спокойствие и устойчивость к детским истерикам, но некоторых это триггерит. И это тоже надо уважать и считаться с этим. Да и просто хочется об этом поговорить.

Как вам в детстве прививали нормы поведения? Лицемерно просили быть хорошими, хотя сами косячили? Удавалось ли защитить себя от дутого взрослого авторитета?

Оригинал