Польша и в советское, насквозь пуританское время изредка баловала нас легкой эротикой. Или с философским подтекстом, как «Анатомия любви», или со стебом, как «Сексмиссия» (в нашем прокате «Новые амазонки»). Но обязательно с сокращениями, советскому зрителю возбранялось видеть все, что оголено ниже пояса.

Времена нынче тяжелые, откровенные, адепты социалистического строя соотносят падение культурного «железного занавеса» с падением морали и нравственности. Если вы видите маркировку «18+», будьте готовы к просмотру «чуть не порно» и не зовите с собой на сеанс подрастающее поколение. Хотя именно на этот нежный возраст рассчитан фильм «Эскортницы» (оригинальное название «Дивчины с Дубайя»), чтобы предупредить. Вот только чем?

Помните актуальный анекдот времен зарождения капитализма в России:

- Расскажите нашим телезрителям, как вы, девушка из приличной семьи, закончившая филфак с красным дипломом, оказались в валютных проститутках?

- Вы не поверите, просто повезло.

Наш смелый кинематограф еще не готов настолько откровенно показывать яркую обертку этой непростой во всех смыслах профессии. В основном копает глубже, из чего возникли «Интердевочка», «Точка» или недавние «Чики». Грубо отымели в оскорбляющих женское достоинство позах, обманули с оплатой, хорошо, что не убили. Все, что положено по прейскуранту, они делают с глубоким равнодушием, если не с отвращением к процессу. Мораль – иди, дурочка, в училки, там безопасней и платят пусть мало, зато вовремя.

Польский режиссер Мария Садовски пытается держаться именно в этой системе ценностей. Недаром горячий во всех смыслах фильм заканчивается холодной статистикой – 250000 гордых Кристин и Агнешек только за прошедший год попали в лапы международных сутенеров… не Европа, а Юго-Восточная Азия какая-то. При этом создательница (она же и автор сценария) пытается придерживаться производственной правды. И что же получается в итоге?

Путь Эми, вчерашней школьницы из провинциального польского городка (судя по всему, имеется в виду Вроцлав), к большому успеху начинается достаточно стандартно для любой страны с обязательным средним образованием – с победы в конкурсе «Мисс класс». Дальше бросок в столицу и полный облом с конкурсом рангом повыше. Зато поступает предложение поучаствовать вне конкурса в полукриминальном, но более денежном мероприятии. Тут предсказуемо на сцене… пардон, на экране появляется мать героини и мольбами пытается вернуть дочь в отчий дом, где ничего радужного ей не светит по определению. Куда там…

Сколько мы таких историй прочитали-посмотрели за последние тридцать с лишним лет! И почти все с драматичным концом. Но только не в этом случае.

Эми (внешне не красотка, но с изюминкой) на проверку в экстремальных ситуациях имеет деловую хватку и быстро перехватывает инициативу у «мамки». Вместе со связями, клиентурой, «живым товаром» и, соответственно, доходами. Уже американская мечта на польской почве, не правда ли?

Тут надо учесть – рассказ не об уличных проститутках, не о «плечевых» и даже не о гостиничных. Эскортницы – элита этого корпоративного сообщества, работают только под заказ, как правило, на дорогих курортах. Плата за услуги – десятки тысяч евро, чаевые тоже исчисляются суммой с тремя нулями.

Причем несколько раз по ходу сюжета звучит фраза – «вы можете отказаться от секса с непонравившемся вам мужчиной, или заломить свою цену за непристойное предложение». Нашим профсоюзам такое и не снилось…

Конечно, если тебе платят большие деньги, то ты должна отработать их по полной, даже с конченным уродом. Штука в том, что в роли последних выступают писанные красавцы. Со средиземноморским загаром, аккуратно подстриженными бородками (арабам положено), с наручными часами из последних швейцарских коллекций. Пусть их внешняя чистота и скрывает самые грязные помыслы… но это открывается в последней части картины, когда женщина-режиссер как будто опомнилась – о чем же я снимала предыдущие два часа экранного времени?!

Чего стоит только вопрос, заданный Эми в ранге начальницы эскорта, где не хватает одной участницы, стюардессе с внешностью модели у трапа частного суперджета – «вы могли бы… (доставить оральное удовольствие) за 10 штук евро?». Ответ «да» даже без секундного замешательства… на лице у уже бывшей стюардессы крупными буквами написано, сколько раз она это делала только из одной любви к искусству.

Плюс к этому интерьеры, в которых происходит грехопадение, а часто и свальный грех. Или золото вплоть до унитазов (его любят на Арабском Востоке), или на таких яхтах, что Абрамович нервно курит за углом. Да, все это под неумеренное потребление элитного алкоголя, щедро сдобренного другими веществами, только современного зрителя этим не смутишь – так отдыхают в каждом втором особняке на Рублёвке (см. сериал «Содержанки»).

Главная же, на мой взгляд, нестыковка генеральной идеи фильма – такая профессия постыдна, унижает женщину и до добра не доводит – и сюжета заключается в том, что из уст «мамок» периодически вылетает фраза о том, что это они используют мужчин, а не наоборот. «Что не попросит, пусть за все платит...». Девушки довольно смеются, ведь их подруги из других профессий такого в самом сладком сне позволить себе не могут. Еще один гимн мировому феминизму… пусть и развратному.

Действие фоном сопровождают чувственные польские песни, исполняемые исключительно девичьими голосами. Знание языка позволило мне понять, что речь в них идет о притягательности красивой жизни и порока, о силе денег и природе женской сексуальности. Весь гуманистический пафос, заявленный в начале фильма, катится в тартарары.

В концовке создатели картины старались вернуться на исходные позиции. Эми попыталась изменить жизнь и стать порядочной пани, но прошлое настигает ее и возвращает к прибыльному занятию. Что не ново - проститутки, как и менты, бывшими не бывают. Но делает она это с видимым удовольствием и на кураже… мораль оказалась несостоятельной во всех смыслах. Девушки же, разоблачающие на камеру бывшую кормилицу-поилицу, при всех составляющих выглядят неблагодарными стервами. Вспомните крылатую фразу, что в этой сфере деятельности есть профессия, а что – характер.

В последнее время автора рубрики «ПроКино» просто преследуют авторские фильмы о женщинах – «Герда»«Худший человек на свете»… теперь этот. Бесконечный поиск себя, рефлексия, неудовлетворенность и пр. Уже хочется посмотреть что-нибудь из жизни асфальтоукладчиц. А вам?

Оригинал