Бесконечное количество разных общепитов — визитная карточка Петербурга. В нормальное-то время я ходила по городу и не очень понимала, как этот рынок не взрывается-то от перегруза, откуда берется клиентская база, которая все эти бизнесы окупает, ну люди же физически не способны столько есть, сколько им предлагают. Но рынок существовал — с общепитом на любой вкус и кошелек. Вот тебе чайхона с шавермой за 800 руб., а вот по соседству китайская чифальня и полкило еды за 300. Одни места — для туристов и ленивых, другие — для хитреньких местных, которые знают, за какой угол свернуть и куда смотреть, чтобы пробраться к цели.

Было классно. И я действительно не знаю, что будет сейчас. Уже все экономисты нам рассказали, что нас ждет реструктуризация покупательского спроса. Люди будут больше денег тратить на еду и меньше — на все остальное. Проблема в том, что общепит — это все-таки в первую очередь сфера развлекательная, а не пищевая.

Давайте по порядку. В Петербурге есть два кластера клиентов: туристы и местные. Что с туристами? Во-первых, туристический поток снизился. Ну, западные туристы не горят желанием посещать Россию. Российские — с одной стороны, выбора не имеют, с другой — денег-то тоже не имеют. И только бесконечные азиатские туристы все еще с нами. Так или иначе, количественно, туристов становится меньше. Во-вторых, туристический кластер охватывает только часть заведений, которые находятся на туристических же маршрутах. Все, что расположено за пределами центра, — выживает за счет местных.

А что местные? А вот тут как раз проблема изменения структуры спроса. Для человека, который живет в Петербурге, общепит — это развлечение, а не питание, потому что пожарить себе куры да гречи наварить дома всяко дешевле. Пока все хорошо — к чему заморачиваться, можно и в разных забегаловках питаться. Но когда денег резко начинает не хватать — ты уже выбираешь взять с собой контейнер с едой и встретиться с друзьями не в кафе, а где-нибудь на бесплатной территории.

Понятное дело, что это касается не каждого первого. Что люди разные и кто-то продолжит ходить по ресторанам. Что у кого-то доход упал, у кого-то — наоборот, подскочил. Но так работает экономика, что бедных всегда больше. И какой-то процент общепита — я бы сделала ставку на узкоспециализированные тематические заведения вне центральных улиц — не вывезет и закроется.

А это в свою очередь опрокинет следующую костяшку домино — потеряет работу огромное количество молодых людей. Тех, кто снимал квартиры в спальных районах и ходил по забегаловкам там же, — и они тоже разорятся, и там персонал без работы останется. Ну и далее по списку.

И да, Петербург пострадает. Это город, который усеян мелкими бизнесами. Те, кто пережил коронакризис, не вывезут волны нового. Обеднеет город, обеднеют люди. Жить станет ощутимо грустнее.