Российский режиссер представит на международном фестивале Golden FEMI, который пройдет в Болгарии в июне, фильм о семейном насилии. Всего для участия было прислано более 500 заявок из 63 стран мира. Среди одобренных к показу – короткометражка «Мой Бог», дипломная работа режиссера Дарьи Разумниковой в Академии театрального и киноискусства Н. С. Михалкова. Это 13-минутная история, снятая одним кадром, про трех героев. По признанию режиссера, в фильме есть и личный, и обобщенный опыт. Соавторы и продюсеры ленты — тоже женщины.

 

«Я считаю важным, что эта тема становится гласной и что у женщин появляется возможность проработать эти травмы и освободиться от них. Неслучайно над замыслом фильма работала женская команда», - поделилась с журналистами Дарья Разумникова.

Для российского кинематографа это действительно прорыв: проблемы абьюза в фильмах у нас старательно пытаются избегать. Хотя стоит отметить, что на Берлинском кинофестивале этого года приз зрительских симпатий получила драма «Счастье» казахского режиссера Аскара Узабаева. Официально фильм - копродукция с Россией, со стороны последней продюсером выступила Анна Качко («Уроки гармонии» Эмира Байгазина, «Медея» Александра Зельдовича). Сюжет ленты отдаленно основан на судьбе еще одного продюсера ленты - Баян Максаткызы (Алагузовой), телеведущей и звезды казахского шоу-бизнеса, которая чудом осталась живой после избиения мужем в 2016 году. Супруг, с которым она прожила вместе больше 20 лет, нанес ей несколько ножевых ранений. Сегодня она — обеспеченная и независимая активистка, участвующая в борьбе с домашним насилием в Казахстане.

«Счастье» — бескомпромиссный и достаточно тяжелый фильм. О героях ничего не известно: они просто Жена, Муж, Дочь, Жених, Тетя. По сюжету родители выдают замуж дочь. Но счастливым этот день назвать сложно: «свадьба по залету». Жених расставаться с холостяцкой жизнью не торопится, к этому его принуждают родственники. Мать, которая сама является жертвой абьюзера, прекрасно понимает, какой сценарий жизни уготовлен ее дочери: свадьба, рождение детей, совместный быт, пьяный муж, унижения, побои. Но ведь в этом же «женское счастье».

Фактически в фильме представлены обобщенные образы, характерные для всего постсоветского пространства. Кино – как маленький фрагмент повторяющегося из поколения в поколение сценария жизни большинства женщин. Только в России об этом стараются молчать. Это невыгодно прежде всего государству. Как это ни парадоксально, но вся политика у нас построена на том, чтобы люди занимались удовлетворением минимальных физиологических потребностей – первой ступени по пирамиде Маслоу.

При наличии таких «семейных ценностей», как в этих жестких и прямолинейных фильмах, в стране не будет демографического провала, не будет дефицита в кадрах для спецопераций, не будет желающих противостоять существующему строю. Женщины думают о том, как бы выжить, а дети - как сбежать из дома хоть куда. Даже на войну. Как это ни парадоксально, но нашему государству выгодно, чтобы процветало домашнее насилие.