Единственный Герой Советского Союза, призванный из Ухты, — Маринченко Николай Данилович, погибает на второй день боев на Курской дуге 11 июля 1943 года. В Ухту, конечно, он попадает не по своей воле. Маринченко заключенный, отбывавший срок в Ухтижемлаге, на дорожном строительств от Ухты до пос. Веселый Кут в отдельном лагерном пункте №19.

В архиве Ухто-Печорского «Мемориала» сохранилось описание поездки школьной экспедиции на родину Николая Даниловича в Белгородскую область, потом под город Орел, где он погиб, и потом в Москву.

Осужден Маринченко был по трем статьям УК РСФСР: «хулиганство», «сопротивление представителям власти» и «злоупотребление служебным положением». Статьи не политические, но назвать их бытовыми сложно, также их сложно назвать статьями какими-то бандитскими и уголовными тоже очень сложно. Осужден был уроженец Белгородской области в Москве, где был на заработках. Получил 10 лет лагерей из них отбыл половину.

Школьники из экспедиции на родину Героя собрали рассказы родственников о нем и попытались понять, что это за человек. История его жизни до приезда в Москву следующая.

Многодетная крестьянская семья, где родился Николай живет бедно, голодает. Тем не менее, благодаря советской власти Николай получает очень большое для того времени семилетнее образование. Отец и мать Николая работают в колхозе, отец ко всему еще все время на приработках, потому что работа в колхозе не кормит. В семье все-таки пять детей.

В 1931 год, году, когда Николаю Даниловичу исполнилось 19 лет, он уходит из колхоза работать на шахты Донбаса, чтобы семья не голодала. С хорошим образованием Николай быстро становится десятником. Через год начинается страшный голод на Юге СССР. От голода умирает младшая сестра и отец Николая. Шахта спасает от голода не только Николая, но и его мать, брата и сестер. В 1934 году Николай уходит в армию, где служит три года до весны 1937 года и оттуда устраивается работу в Москву. Видимо, возвращение в голодные края пугают, да и возможность заработка в Москве — это возможность помогать семье.

Где он работал в Москве, непонятно, но родственники говорят, что он мог посылать домой родственникам «большие деньги». Называются три места его работы: «техник-строитель», «завод „Салют“» и «система общественного питания». Вполне возможно, что, окончив военную службу, Николай смог устроится на оборонный завод. Завод «Салют» (он тогда назывался по-другому) производил бомбандировщики. На заводе Николай проработал всего три месяца, и на него было возбуждено уголовное дело. Самое интересное, что родственники Николая не знали, что он был осужден в Москве в 1937 году и отбывал срок в Коми АССР вплоть до 2005 годов, когда к ним приехала школьная экспедиция и рассказала о лагерном прошлом. Везде в книгах о Герое Советского Союза Маринченко пишется, что он якобы служил после срочной сверхсрочную на Дальнем Востоке СССР и потом внезапно переехал в Коми АССР, откуда был призван в годы войны. Может быть, это незнание и привело к тому, что Маринченко так никогда и не реабилитирован, никто по просьбе родственников не разбирал его дело и не пытался понять, а осужден он был справедливо или несправедливо.

Под следствием в Москве в тюрьме Николай пробыл с 2 августа 1937 года по 16 марта 1938 году, когда был отправлен в Ухижемлаг. В 1942 году стали массово выпускать заключенных и тут же направлять на фронт. В августе был освобожден и тут же призван Николай. Мы не знаем, сообщили ли ему о смерти в Ленинградской области единственного брата Василия, старшего сержанта, командира стрелкового отделения, на фронте в марте 1942 года. Мама с сестрами в момент освобождения Николая были под оккупацией и, может быть, даже сами не знали, что с Василием, а что с Николаем.

Видимо потому, что Николай Данилович прошел военную службу до войны, скоро после освобождения из лагеря он получает звание лейтенанта, возглавляет взвод, участвует в боевых действиях 1942 года на Северо-Западном фронте, откуда после успешный боев их перебрасывают под Орел для участия в битве на Курской дуге, где он и погибает.